29 января - День в истории

29-й день года, до Нового года остается 337 дней.

Именины

Валерий, Максим, Неонила, Пётр. 

Народные приметы и фольклор Руси

Мороз в этот день - предвестник летней жары.

В этот день вновь досматривают, сколько осталось корма. Коли в амбарах ржаного хлеба осталось больше половины, быть доброму урожаю, если меньше половины - надо сократить пользование

В старину на Руси поговаривали: "Коль есть метла до костра, то будет хлеба до Петра, а синен и звонец доведут хлебу конец".

Родившийся в этот день становится хорошим хозяином, умеющим наживать богатство. Ему следует носить агат.

День рождения автомобиля

Слово "автомобиль" заимствовано из французского языка. А первоисточником является греческая основа autos - "сам" и латинское mobilis - "двигающийся, подвижный".

Первым механиком самоучкой был русский крестьянин Леонтий Шамшуренков. В 1736 году в официальных документах правительственных учреждений впервые упомянут Леонтий Шамшуренков, изобретатель уникальных подъемных машин и "самобеглой коляски", первого в России механического экипажа.

Крепостной крестьянин Леонтий Лукьянович Шамшуренков родился в 1687 году в деревне Большое Поле Яранского уезда Казанской губернии. Еще в 1741 году Леонтий предложил проект "самобеглой коляски, коя бегать будет без лошади... хотя чрез какое дальнее расстояние, и не только по ровному места положению, но и к горе". 

Эта коляска была построена, на что Шамшуренкову "было отпущено железа сибирского мягкого 5 пудов, стали самой доброй 3 пуда, проволоки железной толстой 20 фунтов, клею рыбьего 4 фунта, гвоздей штукатурных три тысячи, сала говяжьего 5 фунтов, а к доделке коляски кожа и ремни особо высокого качества, да 30 аршин холста на обивание".

1 ноября 1752 года в Петербурге была представлена коляска талантливого русского самоучки.

Это была четырехколесная самобеглая коляска, которая двигалась благодаря мускульной силе двух человек, развивая скорость до 15 км/ч. Этот проект не только принес крестьянину славу, но и помог выйти из тюрьмы, куда он попал по нелепости - пожаловался на вороватого воеводу и провел в заключении больше 10 лет. Но поскольку лошади на Руси не перевелись, игрушка была забыта за ненадобностью.

Спустя тридцать два года в 1784 году русский изобретатель Кулибин изобрел четырехколесный "самокат". В его "самокатке" были впервые применены такие элементы автомобиля, как коробка передач, рулевой механизм, тормоза и подшипники. В начале XIX века в Англии и Франции стали выпускать первые паровые автомобили. Были даже попытки установить пассажирские рейсы паровых автомобилей.

Готлиб Даймлер родился 17 марта 1834 года в Шорндорфе, в долине Реймса, в семье владельца булочной и винной лавки. Юношей он проявляет интерес к новой технике – в то время шло развитие паровых машин и железных дорог. Окончив политехникум в Штутгарте, знакомится с Вильгельмом Майбахом, с которым в дальнейшем будет плодотворно сотрудничать.

В 1872 году он принимает предложение занять пост технического директора на предприятии Николауса Отто – изобретателя двигателя внутреннего сгорания. Уже в это время Даймлер был уверен, что бензиновому двигателю принадлежит большое будущее. В 1882 году Готлиб Даймлер совместно с Вильгельмом Майбахом открывает собственное предприятие в Каннштадте, а в 1885-м они запатентовали свой первый удачный высокоскоростной двигатель внутреннего сгорания и сконструировали карбюратор, сделавший возможным использование в качестве топлива бензина. Первый автомобиль, получивший имя Mercedes, был создан в 1899 году.

Примерно в то же время разработкой и производством автомобилей занимался Карл Бенц, родом из Карлсруе. В 1883-1884 годах Бенц учреждает компанию Benz and Cо.

Не подозревая о существовании Готлиба Даймлера, они независимо друг от друга творили удивительно похожие изобретения. Главным отличием было то, что первый автомобиль Бенца, сделанный в 1885 году, был трехколесным экипажем с задними ведущими колесами весом 250 кг. на высоких оспицованных колесах, на который Бенц поставил свой новый четырехтактный бензиновый мотор с водяным охлаждением мощностью всего 0,9 л.с.

Цилиндр располагался горизонтально над осью огромных задних колес и приводил их через одну ременную и две цепные передачи. Маховик в виде большого горизонтального колеса находился под двигателем. Он соединялся с коленчатым валом конической передачей и использовался для создания равномерного вращения и для запуска двигателя.

Электрическое зажигание производилось от гальванической батареи, что было технически совершеннее калильных трубок Даймлера. В отличие от деревянной тележки Даймлера автомобиль имел раму, спаянную из металлических трубок. По мнению специалистов, трехколесный автомобиль Бенца был совершеннее творения Даймлера.

Машина развивала смехотворную по нашим меркам скорость - 16 км/ч, но по тем временам это была весьма прогрессивная конструкция Экипаж был торжественно назван Motorwagen.

29 января 1886 года, после того, как изобретение прошло многочисленные испытания и некоторые доработки, Motorwagen получил Германский Императорский патент. 3 июля 1886 года Карл впервые продемонстрировал свой трех-колёсный самодвижущийся экипаж бюргерам Мангейма. Однако новинка не вызвала интереса.  В 1887 году первый в мире автомобиль дебютировал на выставке в Париже.

Но по-настоящему Карл Бенц прославился в 1888 году благодаря своей жене Берте, которая совершила отчаянный поступок. Ранним утром, пока Бенц еще спал, она с двумя детьми взяла автомобиль мужа и отправилась в первое в истории автомобиля длительное путешествие. Этим опрометчивым действием она хотела доказать практичность машины и ее податливость женской руке.

Путешествие из Маннгейма в Форцхайм и обратно общей протяженностью около 180 км продолжалось пять дней и закончилось очень успешно, доказав практичность автомобиля как транспортного средства.

Таких автомобилей было создано всего три, два из которых бесследно исчезли (скорее всего были украдены), а третий беззаботно красуется на подиуме Немецкого музея в Мюнхене. Состояние этого экспоната оценивается как очень хорошее, на автомобиле можно даже ездить, правда никто этого не делает – раритеты надо беречь...

День 29 января 1886 считается днем рождения первого в мире бензинового автомобиля, так как именно тогда Бенц получил патент №37435 на свой автомобиль. Однако остается только удивляться современникам, которые совсем не обратили внимания на величайшее изобретение века. Консервативные немцы просто игнорировали диковинное чудо техники. Ни этому трехколесному автомобилю, ни его последователям не удалось прорваться на рынки Германии и Франции. До 1893 было произведено и запатентовано не более 15 образцов автомобилей Benz...

Организована первая в России городская почтовая сеть.

Впервые в России городская почта появилась в Санкт-Петербурге. Первая почтовая сеть открылась 29 января 1833 года. Организована она была очень просто - город разделили на почтовые округа, всего их было 17. В почтовых округах работали 45 пунктов, где принимали почту. Обычные лавки, работая до позднего вечера, отлично подходили для сбора корреспонденции. По два почтальона на каждый округ три раза в день забирали письма и относили на почтамт.

Так прошло 15 лет, пока в 1848 году лавки и лавочники по сбору писем не были заменены на почтовые ящики, которые развесили по всему городу. На почтамте письма сортировались, ставился штемпель, и письмоносцы разносили их по адресам. "Штемпельные куверты" для оплаты почтовых расходов в Санкт-Петербурге появились с 1845 года.

А 1 января 1858 года в обращении появились почтовые марки вместо "штемпельных кувертов". Рассматривались пробные проекты марок. В результате Почтовый департамент и Экспедиция заготовления государственных бумаг в 1856 году приняли рисунок первой российской почтовой марки. Александр II утвердил замену "штемпельного куверта" почтовой маркой.

Сегодня в России сеть федеральной почтовой связи охватывает своими услугами 99% территории страны...

1964 - Начало IX зимних Олимпийских игр, проводимых в Инсбруке (Австрия). Участвовало 1091 спортсмен (в том числе 200 женщин) из 36 стран, соревновавшихся в 7 видах спорта. Команда СССР завоевала 25 медалей: 11 золотых, 8 серебряных и 6 бронзовых.

В лыжных гонках для женщин все три золотые медали оказались у спортсменок СССР. Героиней инсбрукских стартов единодушно была признана Лидия Скобликова, завоевавшая на ледяных дорожках 4 золотые медали из четырех возможных! Зарубежная пресса назвала ее "королевой Олимпийских игр". Заслуженный мастер спорта Лидия Скобликова - чемпионка мира 1963 и 1964 годов, обладательница 6 золотых олимпийских медалей.

Сенсацией закончились соревнования в парном катании на коньках у фигуристов. Никто не сомневался в победе немецких спортсменов М. Килиус и Х.Ю. Боймлера: они уверенно побеждали своих соперников на крупнейших международных турнирах.

Однако наиболее высокие оценки получили Людмила Белоусова и Олег Протопопов, ставшие первыми из спортсменов СССР олимпийскими чемпионами в фигурном катании на коньках. Уверенно выступила хоккейная команда СССР, сумевшая нанести поражение всем соперникам. В 8 встречах игроки сборной СССР забросили 73 шайбы и пропустили в свои ворота лишь 11.

29 января 1860 года в Таганроге родился Антон Павлович Чехов - русский писатель, прозаик, драматург. Классик мировой литературы. По профессии врач. Почётный академик Императорской Академии наук по разряду изящной словесности.

29 января 1943 года войска Ватутина и Еременко начали наступательную операцию "Скачок" по освобождению Донбасса.

29 января 1945 войска 1-го Белорусского фронта маршала Жукова перешли границу Германии.