29 марта - День в истории

88-й день года, до Нового года осталось 277 дней.

Именины

Александр, Денис, Емельян, Иван, Павел, Роман, Юлиан.

Народные приметы и фольклор Руси

Если в этот день тепло, то вся весна будет тёплой.

В старину на Руси поговаривали: "На Савина сани покинь, телегу подвинь".

Сверху печет - снизу течет.

Солнца хоть и нет, а вода все одно бежит.

Родившимся в этот день придется всю жизнь везти на себе воз. Им следует носить хризоберилл, аметист.

День рождения Кока-Колы

Сложно найти человека, которому не был бы знаком этот логотип: округлые белые буквы на красном фоне, складывающиеся в слова, воистину священные для большинства американцев - Coca-Cola. Это один из самых успешных и узнаваемых брендов: эксперты оценивают его более чем в 70 миллиардов долларов. И мало кому придет в голову, что первый год существования газированного напитка оказался… убыточным для его создателей.

Только последующие усилия, направленные на разработку фирменного стиля и рекламной концепции компании, позволили "Коке" добиться того оглушительного успеха, который она имеет сейчас.

1886 год. Корпоративная легенда гласит, что фармацевт Джон Стит Пембертон, колдуя однажды в своем дворе над котелком с тоником, создал коричневый сироп со сладким привкусом. В сочетании с содовой водой он превращался в бодрящий освежающий напиток. Пембертон, испытывающий постоянные трудности с деньгами, быстро сообразил, что на этом изобретении можно хорошо заработать.

Но новорожденную газировку необходимо было назвать. И партнер Пембертона, Фрэнк М. Робинсон, предлагает сочетание "Кока-Кола" (изначально напиток содержал плоды коки). Он же настаивает на оригинальном начертании этого названия, отлично понимая, что так они смогут привлечь дополнительное внимание и выделить свой продукт в ряду всех остальных. Используя популярный в то время курсивный шрифт, он лично вывел витиеватый росчерк, который используется компанией и по сей день.

Оригинальное название и начертание зарегистрированы в качестве торговой марки в Патентном бюро США, только компания "Кока-Кола" имеет право пользоваться ими. Надо признать, "покушений" на элементы фирменного стиля со стороны конкурентов было не мало. "Кола" судилась с нарушителями много и с удовольствием, по одному уничтожая незадачливых конкурентов. Были иски и за использование фирменного цвета (красный запатентован как таковой), и похожего шрифта, и даже цвета самого напитка!

Бизнес стремительно пошел в гору. Но этих действий по созданию оригинального фирменного стиля оказалось недостаточно. И в 1916 году появляется оригинальная бутылка "Кока-Колы", которая сейчас безошибочно выделяется потребителями в ряду конкурентов.

"Отец" этой оригинальной бутылки "с талией" - Бенджамин Томас, выкупивший у создателей права на продажу бутилированной "Кока-Колы". Стремясь повысить свою прибыль, он искал нетривиальную форму, которая не ассоциировалась бы ни с каким другим продуктом, кроме его собственного. "Такую, - писал он впоследствии. - Чтобы ее можно было опознать в темноте, на ощупь, в разбитом виде, чтобы по осколкам можно было понять, что в ней была "Кока-Кола"".

И ему это удалось. А идею подала… тогдашняя мода. В 1914 году женщины носили юбки-годэ с перехватом ниже талии. Эти пропорции и были выбраны для оригинальных бутылочек. И надо отметить, продажи сразу уверенно поползли вверх, не говоря уже о том, что "Кока-Кола" стала еще более узнаваемой буквально по нескольким чертам.  

Изменение формы бутылки поспособствовало и повышению эффективности рекламных кампаний "Кока-Кола", а также укреплению имиджа компании. Бутылку "вручают" Санта-Клаусу, который отныне становится частым гостем на рождественской рекламе этой газированной воды. Спаянность образа получилась настолько прочной, что многие американцы до сих пор свято уверены: сам образ Санты был придуман "Колой". Ведь он одет в костюм с корпоративными цветами и постоянно носит с собой известную емкость "с талией".

Вот так, с удачного эксперимента на заднем дворе, началась история успеха одного из самых дорогих брендов современности. Естественно, сыграло свою роль и качество напитка, и дополнительные его свойства (бодрит и освежает).

Но история "Кока-Колы" - это не только и не столько история изменения рецептуры (а она, к слову, до сих пор держится в строжайшем секрете), сколько история развития фирменного стиля и рекламы. Ведь именно те люди, что стояли у истоков этого бренда, заложили и многие основы концепции фирменного стиля, которые сейчас активно используются другими компаниями для более эффективной отстройки от конкурентов.

Дни истории:

1611 - Восстание в Москве против поляков. Занимавшие московские крепости поляки напали на москвичей в Китай-городе, множество их перебили и выбили в Белый город, который подожгли.

Москва успела вся выгореть, когда во время уличных боев в город вошли передовые отряды ополчения под руководством князя Д.М. Пожарского. Поляки были отброшены и загнаны в Кремль и Китай-город. Во время этих боев князь был тяжело ранен. В последующие дни на развалинах Москвы собралась вся русская рать и приступила к осаде ворога.

В осаде вместе с поляками сидели и московские бояре, и чиновники, перешедшие на службу к польскому королю. Вместо изменников земское ополчение выбрало новую власть в лице воеводы Прокопия Ляпунова, князя Дмитрия Трубецкого и казачьего атамана Ивана Заруцкого. Но эта власть просуществовала недолго, так как между воеводами вспыхнули старые распри.

Дворянство во главе с Ляпуновым стремилось восстановить старый порядок, а Трубецкой и Заруцкий отстаивали интересы тушинцев и казаков. Казачество считало Ляпунова своим главным врагом и, вызвав его на круг, зарубили саблями, после чего стали насильничать над дворянами и горожанами. Те разбежались из-под Москвы и скрылись по своим домам.

Ополчение распалось, казаки самостоятельно взять город не могли. Трубецкой с Заруцким называли себя правителями государства, но никто не желал им подчиняться, и все города искали средства избавиться от них. Так печально окончилось первое земское ополчение против поляков.

1730 - В Москве появилось уличное освещение конопляными фонарями. Императрица Анна Иоанновна подписала указ: "На Москве в Кремле, в Китае, в Белом и в Земляном городах и в Немецкой слободе по большим улицам для зимних ночей сделать из полицмейстерской канцелярии и поставить на столбах фонари стеклянные, один от другого на 10 сажен, в которых вместо свеч зажигать масло конопляное с фитилем в какие ночи, когда о том в полицию приказ от Двора Ее Императорского Величества будет".

Они были не яркие - примерно как свет двух свечей, были сложны в уходе, их приходилось регулярно чистить специальным ершиками. А об экономичности не было и речи - за год такие на фонари тратили 180 тыс. килограмм масла и 350 килограмм фитиля. Так почти на 150 лет на городских улицах воцарились масляные фонари. И лишь в 1880 году засияли первые электрические фонари.

Так, при помощи дуговых ламп в 1883 году в день Священного коронования Александра III была освещена площадь вокруг храма Христа Спасителя. После столь пышных празднеств многие москвичи стали подавать генерал-губернатору прошения об устройстве электрического освещения в своих домах. Но осветить жилища они смогли только 30 лет спустя, когда была открыта первая центральная электростанция на Раушской набережной Москвы.

Поворотным в развитии уличного освещения стал 1975 год: на проспекте Карла Маркса (ныне Охотный ряд) и площади Дзержинского (Лубянке) было установлено 460 импортных консольных светильников с натриевыми лампами высокого давления.

Их необычный оранжевый свет надолго стал визитной карточкой российской столицы. С 1994 года активно реализуется программа "Формирование световой среды Москвы". Столичный облик города призвана подчеркнуть специально разработанная система архитектурного освещения: по вечерам в различные тона окрашиваются храмы, монастыри, театры, вокзалы, мосты, высотные здания, башни в Останкине и на Шаболовке.

1823 - В Николаеве заложен первый русский паровой военный корабль "Метеор" - колёсный пароход Черноморского флота России. Первый боевой пароход российского Военно-Морского Флота и первое вооружённое паровое судно на Чёрном море, приспособленное не только для вспомогательных работ, но и для боевых действий.

Строительство первого боевого парохода, получившего имя "Метеор", велось два года. Летом 1825 года корабль был спущен на воду и после окончания всех работ и испытания паровой машины вошел в состав Черноморского флота. Пароход длиной почти 37 метров и шириной свыше 6 метров имел на вооружении 14 пушек.

Две его паровые машины общей мощностью 60 лошадиных сил были изготовлены в Петербурге на заводе принявшего российское подданство шотландского инженера Чарльза Бреда. Паровые машины позволяли "Метеору" даже в полный штиль при помощи двух гребных колес развивать скорость 6,5 узла (свыше 12 км/ч).

Принимал участие в русско-турецкой войне. На время боевых действий поручика Г.М. Михновского, оставшегося на "Метеоре" штурманом, сменил в должности командира корабля профессиональный военный моряк - лейтенант Александр Павлович Скрягин. Пароход "Метеор" был разобран в 1839 году.

1828 - Был основан Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет), первое в России специальное учебное заведение, готовившее инженеров. Идея создания института принадлежала министру финансов России Е.Ф. Канкрину. Его предложение было рассмотрено Государственным Советом и утверждено императором. В 1831 года состоялось официальное открытие института. 

1847 - Лев Николаевич Толстой начал вести дневник и продолжал это занятие всю жизнь. В полном собрании сочинений дневники писателя занимают 13 томов.

1858 - В Санкт-Петербурге открыта первая в Российской империи женская гимназия.

1873 - Лев Николаевич Толстой начал работу над романом "Анна Каренина". Жена писателя и его старший сын Сергей вспоминали, что тем утром Толстой случайно заглянул в томик Пушкина и прочел неоконченный отрывок "Гости съезжались на дачу...". "Вот как надо писать!" - воскликнул Толстой. В тот же день вечером писатель принес жене рукописный листок, на котором имелась хрестоматийная ныне фраза: "Все смешалось в доме Облонских". Хотя в окончательной редакции романа она стала второй, а не первой, уступив место "всем счастливым семьям"...

К тому моменту писатель уже давно вынашивал мысль сочинить роман об отвергнутой обществом "грешнице". Это произведение Толстой окончил в апреле 1877 года. В том же году оно стало публиковаться в журнале "Русский вестник" ежемесячными порциями - вся читающая Россия сгорала от нетерпения, ожидая продолжения.

Прототипом Анны Карениной была старшая дочь Александра Сергеевича Пушкина Мария Гартунг. Необыкновенная изысканность манер, остроумие, обаятельность и красота отличали старшую дочь Пушкина от остальных женщин того времени. Мужем Марии Александровны был генерал-майор Леонид Гартунг - управляющий Императорским конным двором. Правда, дочь Пушкина, послужившая прототипом Толстому, ни под какой поезд не бросалась. 

1891 - Императорский рескрипт, объявляющий о начале строительства Транссибирской магистрали.

1862 - В Калинкинской больнице открыт приют Марии Магдалины для кающихся женщин.

В него принимались "несовершеннолетние девушки, лишенные невинности", "изъявляющие раскаяние публичные женщины" и "молодые женщины и девушки, выходящие из тюрьмы с испорченной нравственностью". Приют занимался их развитием, обучением и приучением к труду, по возможности помещая их в услужение в городские семьи.

1891 - Император Александр III подписал рескрипт о строительстве крупнейшей в мире Транссибирской железной дороги.

Официально строительство началось 19 (31) мая 1891 года в районе около Владивостока (Куперовская падь). На церемонии закладки цесаревич Николай Александрович, будущий император Николай II собственноручно отвёз тачку земли на полотно дороги. Фактически строительство началось раньше, в начале марта 1891 года, когда началось строительство участка Миасс - Челябинск.

Движение поездов по Транссибу началось 21 октября (3 ноября) 1901 года, после того как было уложено "золотое звено" на последнем участке строительства Китайско-Восточной железной дороги.

1 (14) июля 1903 год ознаменовало собой ввод Великого Сибирского Пути в строй на всём его протяжении, хотя через Байкал приходилось переправлять поезда на специальном пароме.

1911 - В Санкт-Петербурге учрежден Российский олимпийский комитет - организация, представляющая страну в международном олимпийском движении.

1917 - В ходе празднования "Дня революции" в Киеве снесён памятник Петру Столыпину.

1918 - Родилась российская авиапочта. Возникла она благодаря настойчивости комиссара Управления морской авиации А.П. Онуфриева. Благодаря его энергии и настойчивости для перевозки почты были выделены четыре гидроплана типа М-9 конструкции Д.П. Григоровича.

Сделать первый рейс из Петрограда в Москву согласились инструктор Ораниенбаумской авиашколы Бабенко и летчики Волков, Држанков и Кутьин. Регулярная доставка авиапочты началась спустя пять лет в 1923 году.

1932 - Начал работать 1-й Московский шарикоподшипниковый завод.

1936 - Состоялся арктический перелет Героя Советского Союза летчика М.В. Водопьянова по маршруту Москва-Земля Франца - Иосифа - Москва (29 марта - 21 мая 1936).

1940 - Приказ Народного комиссариата обороны о создании Военной академии командно-штурманского состава Военно-воздушных сил (с 1968 года - Военно-воздушная академия им. Ю.А. Гагарина).

1942 - В Ленинград прорвался партизанский обоз с продовольствием. В осаждённый Ленинград прибыл из Псковской и Новгородской областей партизанский обоз с продовольствием для жителей города. Событие имело огромное пропагандистское значение и продемонстрировало неспособность противника контролировать тыл своих войск, и возможность деблокирования города регулярной Красной армией, раз это удалось сделать партизанам.

1979 - На экраны вышел фильм С. Говорухина "Место встречи изменить нельзя".