u-news24.com

6 ИЮЛЯ – ДЕНЬ АГРАФЕНЫ КУПАЛЬНИЦЫ, КАНУН ИВАНА КУПАЛА

С этого дня начинают купаться в особо торжественной обстановке, с песнями, обязательно мылись и парились в банях. В различное время суток заготавливали разные банные веники на целый год, собирали различные травы, а также совершали обряды гаданий на травах. Об этом подробнее пойдёт речь ниже. Начинался сев репы. «Репу сей на Агрофену — хороша репа будет». Вечером собирали одолень-траву (белую кувшинку), чтобы при случае взять её с собой в дорогу как надёжное средство от разных бед и напастей. Ночью, до восхода Солнца, рвали цветы Иван-да-Марья и хранили их в доме для предохранения от всяких напастей. В эту же ночь, но чтобы никто не видел, рвали полынь-чернобыльник; под корнем находили уголь, который доставлял большое облегчение от болезней живота, тошноты, рвоты. Купальницею называли особенную траву, также известную под именем кошачья дрёма (Trollius europaeus). Другие это имя относят к лютику (Ranun culus). Этой траве приписывают разные целебные действия. Траву купальницу сбирают рано утром, когда она бывает ещё в росе, и сохраняют в склянках для лечения. В сёлах из этой травы взрослые делают веники и парятся ими в банях. Дети из неё плетут венки, колпаки, шапки и надевают их на головы во время игр. На Руси исстари велось париться в сей день, утреннею порою в банях, а днём купаться в реках или прудах. В некоторых поселениях этот день называют лютые коренья. Смышлёные старые люди, моясь в бане, парились лютыми кореньями и в надежде помолодеть. В степных селениях вместо соломы набрасывали в печь жгучей крапивы и на ней паривались. Всё это делалось для исцеления болезней. По выходе из бани садились за стол завтракать, где заранее становилась обетная каша. Больных старух и хворых людей выносили в баню на жгучей крапиве и паривали целебными травами. Купанье в реках начиналось с полдня и продолжалось до вечера. В Переславле-Залесском, например, купались в озере Клещине с песнями и играми. Там, пока одни купались, другие на берегу пели песни. В Зарайске выхаживали купаться на реку Осетр, к белому колодцу. Здесь между купанием происходили игры и пиршества. В Туле прежде купанья детей происходило в пруде, на Ивановском монастыре. Пожилые старушки выходили с детьми умываться к студенцам. Здесь они, умывая детей, бросали в студенцы медные деньги, старые сорочки или дарили нищей братии, или сжигали в лесу. Купальницкая обетная каша отправлялась с разными обрядами. В некоторых поселениях это дело предоставляли красным девицам. Они собирались к одной из своих подруг с вечера: толокчи в ступе ячмень. Песнями и веселыми играми сопровождается толчение ячменя. Рано утром варили из этого ячменя кашу, которую съедали во время полудень, с маслом. После полудника вывозили из сарая передовой станок от телеги на улицу. Одни из них садились на ось, другие, схватясь за оглобли, возили их по селению с песнями, потом выезжали в поле, где, по появлении вечерней росы, умывались для здоровья. В степных селениях обетную кашу варили пожилые женщины. Из разных семейств сносилась крупа, оставляемая для сего обряда от первого рушения. На эту кашу сзывались почётные старики и старушки после банного мытья. В некоторых селениях в старину известна была еще мирская каша. Зажиточные семейства варивали эту кашу для нищей братии. Увечные, бесприютные люди заранее приглашались в баню и после угощаемы были мирскою кашею. Многие семейства считали это дело за необходимую обязанность в жизни. Усердные и сострадательные люди сами носили эту кашу по домам к бедным больным и по тюремным заведениям к колодникам. Всё это делалось по обещанию, в память какого-нибудь избавления от бед или болезней. Во многих местах имя Купальница становилось нарицательным. Например, в Переяславле-Залесском в этот день проходила ярмарка при Владимирской церкви, которую называли Купальницей. Другие называли этим именем поляны, где они собирали целебные травы, а иные называли самые студенцы купальницами. В старину слепцы и нищая братия, после банного мытья и угощения мирскою кашею, воспевали стихеры про убогую вдовицу Купальницу.

Именины (святцы)

По православному календарю в этот день именины празднуют: Александр, Алексей, Антон, Артемий, Герман, Пётр, Фёдор.

В этот день по католическому календарю именины празднуют: Доминика, Люция, Мария, Тереза.

В старину именно с этого дня люди начинали купаться в реках и озерах. Считалось, что 6 июля обязательно следует попариться в бане, чтобы быть здоровым в течение года, а также задобрить водных духов и входить в водоемы чистыми. Это был канун праздника Ивана Купала, и славяне верили, что в это день можно собирать целебные травы и растения – средства, приготовленные на их основе, будут максимально эффективными.

Сама же ночь на Ивана Купала считалась мистической – ее называли временем оборотней, колдунов и ведьм. Существовало достаточно много поверий, связанных именно с праздником Ивана Купала. 6 июля клали на порог дома крапиву, чертополох и зверобой, полагая, что эти травы отпугнут нечистую силу. Кстати, девушки также гадали на целебных травах, изучали приметы. 

В православной церкви 6 июля отмечали день памяти святой мученицы Агриппины (Аграфены), которая еще в молодые годы решила отказаться от вступления в брак, а посвятила свою жизнь служению Господу.

В то время были распространены гонения в отношении христиан, а потому, вскоре Аграфена была арестована и подвержена мучениям, не желая отказываться от христианства в пользу идолопоклонства. За свою веру девушка получила награду – ангел освободил ее от уз темнице. Однако сама Аграфена все-таки вскоре умерла в тюрьме от полученных ран.

Похоронили ее три христианки, и отмечали, что у гроба Аграфены стали совершаться чудеса. Купальницей ее прозвали именно по той причине, что с этого дня начинаются массовые купания в водоемах. 

Что касается ночи на Ивана Купала, то верили, что именно 6 июля цветет папоротник, и если его найти, то можно отыскать зарытый клад. В этот вечер девушки старались надеть свои самые лучшие наряды и ходить в них из дома в дом со словами: "Умойте", что означало, что девушке нужно подарить какое-нибудь украшение – ленту, серьги и т.д. На Аграфену Купальницу, 6 июля, проводили один интересный обряд, который назывался обетной кашей.

Вечером девушки собирались с подругами и сначала толкли в ступе ячмень, из которого потом варили кашу. Считалось, что это блюдо 6 июля очень полезно для женского здоровья. Также жители деревни вскладчину готовили кашу и кормили ею нищих. Принято было сеять репу на Аграфену – считали, по приметам, что это позволит получить богатый урожай.

Детей водили умываться к родникам на крепкое здоровье, прятали от нечисти скотину. Кроме того, существовала традиция выкатывания ржи 6 июля – посевы мяли, буквально перекатываясь в положении лежа по всей полосе. 

Народные приметы на 6 июля

Соловей не поет на Аграфену – скоро урожай ячменя можно будет собрать

Если на Аграфену репу посеять, то она обязательно уродится 

По материалам сайтов https://mag.org.ua, http://www.astromeridian.ru