Культура

19 июля – День мученика Ермия, Сысоев день

Другое название дня — Еремей. День Макрины. В этот день, наблюдая за природой, определяли на сколько мокрой выдастся осень. Макрида мокра — и осень мокра. Смотри осень по Макриде. Всякий Еремей про себя разумей: когда сеять, когда жать, когда в скирды убирать.

Далее

17 июля – День Андрея Налива

Чтили овсяное поле: «На Андрея озими в наливах дошли, а батюшка-овёс до половины дорос», «Озими в наливе, греча на всходе», «Овес кудрявый в кафтане, а на гречихе и рубахи нет», «Зерно в колоске — не валяйся в холодке», т.е. идёт постоянный контроль за посевами. «Каков Андрей — таков и Калинник (11 августа)». В этот день происходит «играние месяца». Если он виден при восходе, то кажется перебегающим с места на место, изменяет свой цвет и прячется в облака. «Месяц играет — к хорошему урожаю». Старики в этот день наставляют молодых парней: «Глядеть, как месяц играет — силы копить».

Далее

13 июля – Двенадцать апостолов

«Макушка» лета через прясла глядит. Хоть на куст сено вешай — не высохнет. В этот день овёс до половины дорос. У этого дня есть и другое название — Провожание весны. В степных регионах в этот день поселяне, сбираясь на сенной покос, одевались в лучшее платье и веселились весь вечер. Это называлось у них проводы весны. В некоторых губерниях, например, в Саратовской, делали соломенную куклу, убирали ей в кумачный сарафан, на голову надевали чуплюк – кокошник с цветами, на шею подвязывают ожерелье. Эту куклу носят по селу с песнями и потом, раздетую, бросают в реку. Есть версия, что этот обряд был занесён из Польши. Там соломенная кукла, убранная в виде женщины, называется маржаною и тоже с обрядами потопляется в реке. В других губерниях провожание весны отправлялось в заговенье Петровского поста. А в селениях Тульской губернии праздник назывался окличка весны. Поселяне при солнечном закате выходили на пригорки играть в хороводы и пели песни: «Весна красна, ты когда, когда пришла, когда проехала». Потом садились в кружки, разменивались яйцами, окрашенными в жёлтую краску, угощались брагою и все расходились навеселе. Кое-где в этот день угощали пастухов вечером яичницами и на отходе наделяли их жёлтыми яйцами.

Далее

12 ИЮЛЯ – ПЕТРОВ ДЕНЬ

Именины (святцы) По православному календарю в этот день именины празднуют: Павел, Пётр. В этот день по католическому календарю именины празднуют: Анджей, Андрей, Бонифаций, Илларион,

Далее

10 ИЮЛЯ – ДЕНЬ САМСОНА СЕНОГНОЯ, САМСОНА СТАРОПРИИМЦА

Другие названия дня: Самсон Сеночный, «Николай обыденный». В этот день наблюдали за погодой и делали прогнозы. «На Самсона дождь — в семь недель тож», т.е. ожидай дождя, когда исполнится семинеделье, 49 дней вперед, середина августа — успенские дожди (28 августа). «На Самсона дождь — до бабьего лета мокро», «На Самсона сено загнивает». С другой стороны, этот дождь полезен для проса, а сухая погода полезна для гречихи: «На Самсона сено зелено — каша чёрная (гречишная); сено чёрное — каша белая (пшенная)». В некоторых районах Сибири этот день называют Николай обыденный. Крестьяне в этот день водили лошадей к церкви, а после молебна кропили лошадей святою водой.

Далее

9 июля – День иконы Тихвинской Божьей Матери, День Давида Солунского (Земляничника)

Другое название дня: Тихвинская. Поспевают ягоды, земляника в лес зовет. «Где едят землянику и чернику — врачам делать нечего». Идут за земляникой, пока роса не опала. Существовало поверье: кто хочет занять деньги, тот должен положить траву земляники в карман и смело идти к ростовщику — отказа не будет. «Ячмень колосится — соловей замолкает», «Соловей перестает петь, а кукушка куковать». «Начинают страдать — сено ставить» — поздняя косовица. «Ячмень усы выпустил, а рожь нагрузила колосья тяжелым зерном». Пчеловоды считают, что в этот день пчёлы начинают вылетать на активный медовый сбор.

Далее

6 ИЮЛЯ – ДЕНЬ АГРАФЕНЫ КУПАЛЬНИЦЫ, КАНУН ИВАНА КУПАЛА

С этого дня начинают купаться в особо торжественной обстановке, с песнями, обязательно мылись и парились в банях. В различное время суток заготавливали разные банные веники на целый год, собирали различные травы, а также совершали обряды гаданий на травах. Об этом подробнее пойдёт речь ниже. Начинался сев репы. «Репу сей на Агрофену — хороша репа будет». Вечером собирали одолень-траву (белую кувшинку), чтобы при случае взять её с собой в дорогу как надёжное средство от разных бед и напастей. Ночью, до восхода Солнца, рвали цветы Иван-да-Марья и хранили их в доме для предохранения от всяких напастей. В эту же ночь, но чтобы никто не видел, рвали полынь-чернобыльник; под корнем находили уголь, который доставлял большое облегчение от болезней живота, тошноты, рвоты. Купальницею называли особенную траву, также известную под именем кошачья дрёма (Trollius europaeus). Другие это имя относят к лютику (Ranun culus). Этой траве приписывают разные целебные действия. Траву купальницу сбирают рано утром, когда она бывает ещё в росе, и сохраняют в склянках для лечения. В сёлах из этой травы взрослые делают веники и парятся ими в банях. Дети из неё плетут венки, колпаки, шапки и надевают их на головы во время игр. На Руси исстари велось париться в сей день, утреннею порою в банях, а днём купаться в реках или прудах. В некоторых поселениях этот день называют лютые коренья. Смышлёные старые люди, моясь в бане, парились лютыми кореньями и в надежде помолодеть. В степных селениях вместо соломы набрасывали в печь жгучей крапивы и на ней паривались. Всё это делалось для исцеления болезней. По выходе из бани садились за стол завтракать, где заранее становилась обетная каша. Больных старух и хворых людей выносили в баню на жгучей крапиве и паривали целебными травами. Купанье в реках начиналось с полдня и продолжалось до вечера. В Переславле-Залесском, например, купались в озере Клещине с песнями и играми. Там, пока одни купались, другие на берегу пели песни. В Зарайске выхаживали купаться на реку Осетр, к белому колодцу. Здесь между купанием происходили игры и пиршества. В Туле прежде купанья детей происходило в пруде, на Ивановском монастыре. Пожилые старушки выходили с детьми умываться к студенцам. Здесь они, умывая детей, бросали в студенцы медные деньги, старые сорочки или дарили нищей братии, или сжигали в лесу. Купальницкая обетная каша отправлялась с разными обрядами. В некоторых поселениях это дело предоставляли красным девицам. Они собирались к одной из своих подруг с вечера: толокчи в ступе ячмень. Песнями и веселыми играми сопровождается толчение ячменя. Рано утром варили из этого ячменя кашу, которую съедали во время полудень, с маслом. После полудника вывозили из сарая передовой станок от телеги на улицу. Одни из них садились на ось, другие, схватясь за оглобли, возили их по селению с песнями, потом выезжали в поле, где, по появлении вечерней росы, умывались для здоровья. В степных селениях обетную кашу варили пожилые женщины. Из разных семейств сносилась крупа, оставляемая для сего обряда от первого рушения. На эту кашу сзывались почётные старики и старушки после банного мытья. В некоторых селениях в старину известна была еще мирская каша. Зажиточные семейства варивали эту кашу для нищей братии. Увечные, бесприютные люди заранее приглашались в баню и после угощаемы были мирскою кашею. Многие семейства считали это дело за необходимую обязанность в жизни. Усердные и сострадательные люди сами носили эту кашу по домам к бедным больным и по тюремным заведениям к колодникам. Всё это делалось по обещанию, в память какого-нибудь избавления от бед или болезней. Во многих местах имя Купальница становилось нарицательным. Например, в Переяславле-Залесском в этот день проходила ярмарка при Владимирской церкви, которую называли Купальницей. Другие называли этим именем поляны, где они собирали целебные травы, а иные называли самые студенцы купальницами. В старину слепцы и нищая братия, после банного мытья и угощения мирскою кашею, воспевали стихеры про убогую вдовицу Купальницу.

Далее