19 марта - день в истории

78-й день года, до Нового года осталось 287 дней.

Именины

Аркадий, Елена, Константин, Максим, Фёдор.

  

Народные приметы и фольклор Руси

Аркадий. Константиновы круги.

На Аркадия возвращаются из теплых краёв аисты.

В старину на Руси крестьяне обходили колодцы кругами, чтобы они горькими подземными стоками не полнились, чтобы собиралась в них водица добрая, чистая, сладкая, от всяких хворей свободная.

Ласточек-касаток заклинали, мол велико уже солнце, что пора собираться из верей к родным гнездам.

Если 19 марта мороз, то будет ещё сорок утренних заморозков.

Если дятел стучит в марте - то весна будет поздней.

Родившимся в этот день люди доверяют свои дела. Им следует носить изумруд.

День моряка-подводника России

19 марта в России отмечается День моряка-подводника. Он был установлен приказом главнокомандующего ВМФ Российской Федерации Ф.Н. Громова от 15 июля 1996 года "О введении годовых праздников и профессиональных дней по специальности".

Дата для проведения праздника была выбрана не случайно. 19 марта (6 марта по ст.ст.) 1906 года по указу императора Николая II в классификацию судов военного флота был включен новый разряд кораблей - подводные лодки. Этим же указом в состав Российского флота были включены 10 подводных лодок. Этот день считается официальной датой рождения подводных сил российского флота.

Первая русская боевая подводная лодка - "Дельфин" ("Миноносец № 113") - была построена на Балтийском заводе в 1903 году. Первые подводные корабли в России были названы миноносцами, или полуподводными судами. Настоящее название - подводная лодка - было установлено только в 1906 году.

Таким образом, Россия одной из первых стран в мире обзавелась подводным флотом. Причём флотом, который уже вскоре Российской империи пришлось испытать в ходе реальных условиях войны.

Впервые подводные лодки как новый разряд кораблей, еще не получивший официального признания, приняли участие в боевых действиях в русско-японской войне. Серия подводных лодок из 13 единиц, так называемая "рыбья серия" (по названиям "Дельфин", "Скат", "Налим", и так далее), в 1904 году была переброшена по железной дороге на Дальний Восток для участия в войне с Японией. Наличие русских подводных лодок в составе сил, предназначенных для обороны Владивостока, заставило противника отказаться от действий против русской военно-морской базы.

Первое соединение России - бригада подводных лодок - было сформировано в 1911 году в составе Балтийского флота и базировалось в Либаве. Бригада включала в себя 11 подводных лодок, плавучие базы "Европа" и "Хабаровск".

В первую мировую войну 1914-1918 годов подводные лодки широко применялись для борьбы на морских коммуникациях. А к концу войны подлодки окончательно сформировались в самостоятельный род сил ВМФ, способный решать как тактические, так и некоторые оперативные задачи.

За период с 1930 по 1939 год для флота СССР было построено более 20 больших, 80 средних, 60 малых подводных лодок и 20 подводных минных заградителей. К началу Великой Отечественной войны в составе четырех флотов имелось 212 подводных лодок.

В послевоенные годы началось интенсивное развитие предприятий, строивших подводные лодки. Одновременно с этим были развернуты работы и по созданию новых пунктов базирования подводных лодок на всех флотах, прежде всего на Северном и Тихоокеанском.

Организационно они сводились в бригады, дивизионы и группы. Управлял ими командующий флотом, боевой и повседневной деятельностью руководил подводный отдел флота. Задачи подлодок и районы их боевых действий определялись военным советом флота.

Переломным этапом в истории советского морфлота явилось внедрение на подводные лодки в 50 годы ядерных энергетических установок. В 1958 году в боевой состав флота вошла первая советская атомная ("Ленинский комсомол"), а через 10 лет ВМФ располагал уже более чем 50 атомными подводными лодками. Благодаря этому они получили практически неограниченную автономность плавания.

Уже к 1961 году российский флот имел 9 атомных лодок - 4 ракетных и 5 торпедных. А всего Советский Союз построил 243 атомные подводные лодки различных классов и, с учетом царской России, свыше 1000 дизельных подводных лодок.

Основу современных Подводных сил ВМФ России составляют атомные стратегические и многоцелевые подводные лодки, вооруженные баллистическими ракетами морского базирования и крылатыми ракетами.

Сейчас для ВМФ России создана группировка подводных атомных крейсеров с крылатыми ракетами. В ее составе - подводные лодки проекта 949а, вооруженные 24 ракетами типа "Гранит". Эта группировка способна с высокой эффективностью решать задачи поражения группировок надводных целей, в том числе авианосных соединений.

Согласно заявлению министра обороны РФ Сергея Шойгу, Военно-Морской флот России до 2020 года получит 24 новые субмарины. Подобные корабли разных проектов и классов помогут обновить и поднять на качественный новый уровень боевой потенциал флота. Обладать действительно эффективным подводным флотом может позволить себе лишь крупная и высокоразвитая в военно-техническом отношении держава. Чтобы сохранить свои позиции, отечественный флот необходимо развивать и модернизировать. И такая работа ведётся.

 Во все времена моряки-подводники являлись настоящей элитой Военно-Морского Флота России. Именно поэтому и в наше время растёт престиж военной службы на подводных кораблях. Для того чтобы оказаться на службе именно на подводной лодке, моряки должны пройти ряд испытаний, интенсивные курсы и психологические тесты.

Служба подводника требует прекрасного здоровья и физической формы, хорошего образования и высочайшей профессиональной подготовки, так как справиться со сложнейшими техническими системами в условиях замкнутого пространства и повышенной психологической нагрузки под силу лишь высококвалифицированным специалистам.

Знаменательные события

Открыта первая в России и Петербурге станция "скорой помощи".

Экстренная медицинская помощь считается вершиной врачебного искусства. Зачастую от специалистов "Скорой", их знаний, умений и личностных качеств зависит человеческая жизнь.

Красный крест на машинах "Скорой помощи" – давно привычное явление. Крест – символ милосердия, потребность оказать помощь тому, кто в ней нуждается, – одно из самых сильных и светлых человеческих чувств. И именно оно двигало людьми, стоявшими у истоков создания Скорой медицинской помощи.

В России в 15-16 веках функционировали богадельни. Именно сюда помещали немощных, покалеченных, обмороженных и тем или иным образом пострадавших людей.

Прообразом кареты скорой были кареты, на которых в 17 веке ездили дворовые люди боярина Федора Ртищева. Они собирали на улицах больных людей и отвозили их в больницу, которую содержал сам боярин.

Конец XIX века - время бурного роста станций скорой помощи в Европе, ощутившей острую необходимость в создании службы неотложной медицинской помощи в стремительно растущих городах.

Первая же станция скорой помощи была открыта в Санкт-Петербурге 19 марта 1899 года по инициативе доктора-хирурга Н.А. Вельяминова. Позже, будут открыты ещё 4 станции.

В Питере каждая из 5 станций скорой помощи была снабжена двумя пароконными экипажами, 4 парами ручных носилок и всем необходимым для подачи первой помощи.

При каждой станции дежурило 2 санитара (дежурных врачей не было), задачей которых была транспортировка пострадавших на улицах и площадях города в ближайшую больницу или квартиру. Первым заведующим всеми станциями первой помощи и руководителем всего дела подачи первой помощи в Петербурге при комитете общества Красного Креста был Г.И. Турнер.

Через год после открытия станций (1900 год) возникла Центральная станция, а в 1905 году была открыта 6-я станция первой помощи. К 1909 году организация первой (скорой) помощи в Петербурге представлялась в следующем виде: Центральная станция, направлявшая и регулировавшая работу всех районных станций, она же принимала все вызовы на оказание скорой помощи.

В 1912 году группа врачей из 50 человек изъявила согласие безвозмездно выезжать по вызову Станции для оказания первой помощи.

После Первой мировой войны появляются специализированные бригады скорой помощи и открываются научно-исследовательские институты. Наиболее известный в нашей стране – Московский городской НИИ скорой помощи имени Склифосовского, который был открыт в 1923 году.

Но главные принципы советского здравоохранения были заложены уже после установления Советской власти. В основу работы Службы медицинской помощи были положены: бесплатность, общедоступность, плановость, а также использование достижений науки и техники.

Небольшое уточнение: на территории Российской империи первая станция "Скорой помощи" появилась в 1897 году в Варшаве. Затем такие же станции возникли в Киеве, Одессе, Риге. Чуть позже очередь дошла до Харькова, Петербурга и Одессы.

Дни истории:

1697 - Петр I предпринимает первое путешествие за границу, чтобы научиться кораблестроению: в Саардаме и Амстердаме Петр работал 5 месяцев на верфях как простой плотник, под именем Преображенского полка урядника Петра Михайлова, в Англии совершенствовался в кораблестроении, а также посещал фабрики, занимался науками.

1893 - В Петербурге открыт Александровский приют для женщин на Васильевском острове.

1898 - В Петербурге открыт музей изящных искусств имени императора Александра III, ныне - Государственный русский музей.  Первоначальная экспозиция насчитывала около 6 тысяч произведений. Ныне музей обладает крупнейшей в мире коллекцией русского изобразительного искусства, насчитывающей около 400 тысяч произведений.

1905 - В Петербурге, в Таврическом музее, открылась выставка портретов. Собирая их, Сергей Дягилев объехал около ста помещичьих усадеб. "Выставка Дягилева нечто сногсшибательное... Это не выставка, а ценнейший музей..." - писали газеты.