В 2020 году впервые пройдет Всероссийский чемпионат по финансовой грамотности, участниками которого станут 8000 школьников, сообщает Департамент финансов Тюменской области.
Им предстоит преодолеть несколько раундов коммуникативных и финансовых боев во время муниципальных, региональных и федерального этапов. Презентация чемпионата состоялась на конференции в Москве 17 января.
Новая инициатива в рамках проекта Минфина России по повышению финансовой грамотности уже прошла апробацию в регионах: проведено более 500 турниров на предварительном этапе, в которых приняли участие больше 6000 человек. Планируется провести не менее 45 муниципальных и не менее 15 региональных этапов.
Всего в соревнованиях основного этапа чемпионата поучаствуют больше 450 школьных команд из 15 регионов-участников чемпионата: Алтайского края, Архангельской, Волгоградской, Воронежской и Кемеровской областей, Краснодарского и Красноярского края, Нижегородской, Омской и Пензенской областей, республики Калмыкия, Санкт-Петербурга, Саратовской области, Ставропольского края и Томской области. Финал, в котором за чемпионство будут бороться лучшие, пройдет в августе этого года во Всероссийском детском центре "Орленок".
Выступая на конференции, руководитель дирекции чемпионата Денис Лозинг рассказал об особенностях проведения таких соревнований и обратил внимание, что их главная задача - "не только повысить уровень финансовой грамотности школьников, но и заинтересовать их этой темой благодаря новым современным форматам". По его словам, специально для чемпионата по финансовой грамотности был разработан учебно- методический комплект.
Советник директора проекта Минфина России по повышению финансовой грамотности Екатерина Лавренова отметила, что технология проведения коммуникативных и финансовых боев уже доказала свою эффективность и получила положительный отклик как со стороны детей, так и со стороны педагогов.
По словам Дениса Лозинга, в рамках чемпионата будет работать Школа подготовки вожатых, главная цель которой — обучить специалистов для проведения образовательных программ по финансовой грамотности в детских центрах и загородных лагерях. К настоящему моменту на обучение зачислено около 1300 человек, не исключено, что будет и дополнительный набор.
Он также рассказал, что по итогам чемпионата планируется создание рейтинга знатоков финансовой грамотности в качестве средства мотивации детей. Кроме того, есть планы по формированию реестров вожатых, прошедших подготовку по специальным программам обучения финансовой грамотности, и педагогов, специализирующихся на игровых практиках.
Екатерина Лавренова поддержала необходимость проведения такой работы. Она обратила внимание, что потребность в таком предмете, как финансовая грамотность, сегодня достаточно высокая. По ее словам, хороший потенциал для финансового просвещения детей есть у детских центров, да и в целом система образования дает много возможностей для того, чтобы интегрировать программы обучения финансовой грамотности в различные образовательные пространства.
На презентации Чемпионата в Москве прошли показательные выступления по коммуникационным и финансовым боям. В них приняли участие ученики московской школы №293. В коммуникативных боях команды 10-классников отстаивали свою точку зрения на различные финансовые вопросы. Например, одному из участников нужно было убедить оппонента в том, что каждый член семьи, включая школьников, должен вести личный бюджет. Представитель другой команды пытался отстоять противоположную позицию. -Дискуссию оценивали по качеству аргументов, форме дискуссии и готовности к диалогу.
Во втором туре командам предстояло сразиться в финансовом бою. Они защищали свои решения кейса "Как быстро семья отдаст долги, взятые на покупку новой мебели, если сократит свои повседневные расходы на 10%". Их соперники старались задавать вопросы, ответы на которые привели бы к потере очков первой командой.
Ректор АНО ИДПО "Международный финансовый центр" Петр Кирюхов отметил значение таких мероприятий, как чемпионат, для детей. Он сказал, что молодежь очень ответственно относится к участию в соревнованиях, которые оказывают влияние в том числе и на развитие их личности. "Они учатся достойно проигрывать, анализировать свои ошибки, не сдаваться и идти дальше в трудных ситуациях", - подчеркнул он.
Советник директора проекта Минфина России по повышению финансовой грамотности Анна Зеленцова обратила внимание на то, что финансовая грамотность - это один из ключевых навыков в современном мире, именно поэтому особое внимание при реализации проекта уделяется детям и молодежи, которым предстоит в этом мире жить.
"Они уже живут в мире гораздо более сложном, чем тот, в котором в их возрасте жили мы. Что из финансовых инструментов было у нас в школьном возрасте? Монеты, наверное, и купюры в виде карманных денег. Сейчас дети уже с раннего возраста делают онлайн-покупки, онлайн-платежи. Они часто оставляют, не замечая этого, свои персональные данные в соцсетях", - отметила она, добавив, что, по данным международных исследований, у российских школьников часто возникают трудности именно с финансовой грамотностью в цифровой сфере.
По ее словам, именно поэтому важно внедрять элементы финансовой грамотности в школьную программу и использовать их в рамках дополнительного образования. Первые знания дети должны получать в семье, однако взрослые и сами не всегда бывают финансово грамотными. Поэтому школа в этом случае выступает институтом социального выравнивания, где ребенок может получить тот опыт, которого у него не было в семье.