Будущее наступило: что изменилось за десять лет программы "Расширяя горизонты"? Спросим у тренеров

В этом году программе по повышению компьютерной грамотности «Расширяя горизонты» исполняется 10 лет. Воспоминаниями о запуске одной из самых масштабных образовательных программ региона делятся тренеры курсов.

За 10 лет работы программы "Расширяя горизонты" более 107 тысяч человек получили сертификаты о прохождении курсов и, что более важно, освоили новые для себя цифровые навыки, с которыми жить в современном информационном пространстве гораздо комфортнее. А сейчас, когда сложившиеся обстоятельства вынуждают нас находиться дома, особенно старшее поколение, онлайн – коммуникация и умение пользоваться электронными сервисами стали жизненно необходимы. Программа "Расширяя горизонты" построила надежный фундамент для того, чтобы люди в возрасте не чувствовали себя отрезанными от мира, были в курсе новостей и могли использовать все доступные информационные технологии.

Успешные результаты обучения повлияли на изменившуюся информационную инфраструктуру. Выросло количество пользователей сети Интернет: так, если в 2010 году всего 30% населения были пользователями, то к 2019 году их стало уже больше 80 %.  Практически ликвидировалось цифровое неравенство – сегодня большая часть сельских жителей имеют возможность выхода в сеть, а в 2010 году этот показатель не превышал 16%. Для тех, кто повысил свой уровень компьютерной грамотности, стало очевидно, что компьютер – не предмет роскоши, а необходимое средство, чтобы полноценно пользоваться всеми возможностями электронных сервисов. Для помощи населению в рамках программы действовали льготные условия покупки техники.

Но на передовой всех изменений вместе с первопроходцами-слушателями стояли тренеры программы. Во многом благодаря их опыту, профессионализму и терпению программа стала доступной, понятной, интересной и действительно полезной.

Один из главных барьеров, который десять лет назад стоял перед организаторами и тренерами — это недоверие к цифровым сервисам. Прийти, что называется, "ножками", казалось куда более надежным. "Многие граждане по привычке получали государственные услуги, обращаясь в органы власти, оплачивали платежи, приходя лично, тем самым создавая излишние очереди, которые были не нужны ни гражданам, ни государству, при этом новые технологии осваивали медленно: в силу привычки, кажущейся надёжности личного присутствия и неразвитости самих технологий и электронных услуг" - вспоминает Дмитрий Новиков, один из первых преподавателей курсов программы.

Но уже после первых занятий слушатели чувствовали себя увереннее. Нет, десять лет назад не изучали информационную безопасность и не учились работать с планшетом. "Мы на занятиях учились правильно держать мышку, изучали клавиатуру, пытались работать с папками и печатать в Word, учились пользоваться поисковой системой Yandex, записываться к врачу на сайте Iris, регистрировались на "Одноклассниках" и в Skype. В первое время проведение занятий с пожилыми слушателями давалось мне очень тяжело, много сил и энергии затрачивалось. Но результаты, пусть даже не очень значительные, радовали. Когда видишь, что на первом занятии слушатель не может справиться с мышкой, а к концу недели смог ввести логин и пароль, то получаешь моральное удовлетворение от своей работы"  - говорит Светлана Каюгина, тренер.

Сейчас, по словам тренера, лишь единицы приходят на курсы, ни разу не работавшие с компьютером. У многих людей  старшего поколения сегодня есть смартфоны и они умело ими пользуются: общаются в социальных сетях, читают новости. Приходят же сегодня на курсы за тем, чтобы узнать больше о возможностях портала госуслуг. О том, как записаться к врачу, знают практически все, а вот как через сеть Интернет передавать показания, оплачивать квитанции, как через Личный кабинет пациента сделать выписку о результатах анализов, знает не каждый. Некоторых интересует покупка электронных билетов на концерты и спектакли. Есть и более "продвинутые" запросы: некоторые пожилые слушатели хотят научиться создавать красивые и эффектные презентации, чтобы помогать внукам в подготовке домашних заданий.

Но несмотря на это, обучение людей старшего возраста остается сложным и кропотливым процессом. И сегодня некоторые слушатели приходят на курсы повторно, чтобы лучше усвоить материал. "В определённом возрасте требуется много терпения, чтобы обуздать даже компьютерную мышь, плавно двигать её по экрану, щёлкать нужной кнопкой в нужном месте" - говорит Дмитрий Новиков. Разница в том, что управление компьютерной мышью сменилось умением пользоваться сервисами сети Интернет.

По словам педагога Юлии Лобановой, "Преподаватели все также внимательны, компетентны в вопросах компьютерной грамотности и, ни в коем случае, не ведут занятие "свысока" своих знаний и опыта. Уважение, наверное, главный подход к обучению старшего поколения".

Одной из особенностей первых лет работы программы "Расширяя горизонты" были мобильные классы. Тренеры вместе с техническими специалистами выезжали от одного поселка к другому.  За первые четыре года программы в муниципалитетах обучили почти 4 тысячи человек. Слушателями были сельские жители и не только взрослое поколение, но и молодежь, которой интересно было получать новые навыки и возможности. Тренеры по-особенному и с теплотой вспоминают такой опыт: "Большое впечатление на меня оказали поездки по различным муниципалитетам Тюменской области. Даже в одной области мы живём очень по-разному, но мы всегда остаёмся людьми, в первую очередь, готовые помочь друг другу. В районных центрах есть гостиницы, где можно остановиться, а в отдалённых уголках главы муниципалитетов договаривались с местными жителями, у которых можно было остановиться, или иначе организовывали местопребывание, поэтому я знаю, что такое жить при школе, при доме культуры, при сельской администрации. Я испытываю огромную симпатию, признательность и благодарность за гостеприимство, за возможность учить не только взрослых, но и детей, некоторые из них за время работы программы уже успели повзрослеть".

По прошествии 10 лет можно с уверенностью сказать, что программа "Расширяя горизонты" выполнила свою задачу: большая часть населения уверенно владеет компьютерными и цифровыми навыками, которые позволяют не отставать от стремительно меняющейся реальности. Один из показателей этого – количество слушателей. Если в самом начале за один год обучалось более 30 тысяч человек, то сегодня их число не превышает 3 тысяч. Это именно тот случай, когда меньше – не значит хуже. Впереди программу ждет трансформация: уже сейчас открыты и набирают популярность новые курсы по информационной безопасности, по цифровым компетенциям, по работе с новыми информационными системами, сервисами, мобильными приложениями. А с прошлого года программа по повышению компьютерной, или, правильнее сейчас будет  сказать, цифровой грамотности, входит в состав регпроекта "Кадры для цифровой экономики", который в Тюменской области реализует региональный Департамент информатизации.

Но одно остается неизменным – это благодарность слушателей. Как и тогда, так и сейчас благодарят преподавателей за полезную информацию, за терпение и подход, за доступное изложение материала, за профессионализм, за то, что стали надежными проводниками в мир цифровых технологий.

ГАУ ДО ТО "РИО-Центр"

Фото: www.youtube.com