Протопоп Аввакум – как символ протеста

Уважаемые читатели, покровская библиотека предлагает вам вспомнить об одном из выдающихся людей русской истории - протопопе Аввакуме.

Кто такой протопоп Аввакум? В памяти нации протопоп Аввакум существует как символ старообрядческого движения и старообрядческого протеста.

Родился этот удивительный человек в селе Григорово Нижегородской губернии. Отцом его был приходской священник Пётр. Мать звали Марией. Когда мальчику исполнилось 15 лет, у него умер отец. В 17 лет юноша женился на 14-летней девушке Анастасии. За год до замужества она осиротела и жила в бедности. Став женой, преданно служила мужу и была истовой помощницей во всех его делах.

Протопоп Аввакум вошел в русскую историю как один из руководителей старообрядческого движения…

Как и патриарх Никон, он был фанатично предан своим идеям… Когда был разослан новый "Служебник", Аввакум отказался подчиниться его установлениям и продолжал служить по старым книгам.

За непослушание он был сослан в Сибирь, где провел несколько лет в одном из отдаленных острогов. Только в 1666 году ему было разрешено вернуться из ссылки в Москву. Это время Аввакум использовал для усиления борьбы со сторонниками церковных реформ.

В 1667 году церковный Собор предал анафеме (проклятию) всех, кто не подчинился реформам, и передал борьбу с ними светским властям. Последствием явилось сожжение ревнителей старых обрядов, объявленных еретиками.

Протопоп Аввакум вновь был арестован и заточен в тюрьму. Через некоторое время его перевезли в город Пустозерск на побережье Белого моря и поместили в подземную тюрьму. Однако и там он продолжал борьбу и собирал новых сторонников.

В 1682 год, 14 апреля – закончилась на костре жизнь этого бесстрашного человека, оставшегося неразгаданной легендой древнерусской духовности.

До нас дошли очень скудные подробности этой казни. Известно, что совершилась она при большом стечении народа. Узников вывели из-за тюремного тына к месту казни.

Аввакум заблаговременно распорядился своим имуществом, раздал книги, нашлись для смертного часа и чистые белые рубахи. И все равно зрелище было тягостным — загноенные глаза, обрубленные усохшие руки. Теперь Аввакума, Федора, Лазаря и Епифания никто не уговаривал отречься.

Палачи привязали осужденных к четырем углам сруба, завалили дровами, берестой и подожгли.

Народ снял шапки…

Его имя осталось в истории русского религиозного движения как олицетворение преданности своим идеалам.

Библиотекарь Татьяна Балабас