На основе данных федеральной горячей линии по вопросам цифрового эфирного телевещания 98% проблем телезрителей с приемом «цифры» связаны с пользовательским оборудованием или условиями приема: расположением дома или рельефом местности. Но иногда причина отсутствия сигнала кроется в другом: это профилактика.
О том, как часто и для чего проводятся профилактические работы на тюменском телецентре, рассказал директор филиала ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" "Урало-Сибирский региональный центр" Евгений Дроздинский.
- В эпоху аналогового телевидения во время профилактических работ телезрители привыкли видеть на экранах своих телевизоров настроечную таблицу и слышать громкий сигнал. Так все сразу понимали, что идет профилактика. К сожалению, сделать тоже самое в цифровом вещании технически невозможно. Вместо таблицы - только надпись: "Нет сигнала" или "Слабый сигнал", поэтому догадаться, почему именно телевизор не показывает, бывает непросто.
В дни профилактики на горячую линию поступает гораздо больше звонков, а также обеспокоенные телезрители звонят и на радиотелевизионную станцию, и в бывший центр консультационной поддержки, и даже в приемную филиала. Хотя предупреждаем о запланированных работах население мы заранее. На сайте РТРС СМОТРИЦИФРУ.РФ в разделе "Временные отключения телерадиосигнала" всегда актуальная информация. При этом графики профилактических работ не являются информацией, обязательной для общедоступного опубликования. Наши специалисты делают это по собственной инициативе, уважая интересы телезрителей.
- Для цифрового вещания также обязательна профилактика, как и для аналогового?
- Конечно. Это ведь тоже оборудование. Профилактические мероприятия на оборудовании цифрового телевидения являются неотъемлемой частью полноценного функционирования любого радиотелевизионного центра. Своевременное проведение профилактических работ на телецентре — залог стабильного и качественного вещания цифрового эфирного телевидения.
Другими словами, регулярные плановые работы продлевают жизнь телевизионному оборудованию и предотвращают сбои. Профилактика предусматривает проверку систем электроснабжения, измерение параметров передатчиков и антенно-фидерных устройств и прочистку оборудования. Все плановые остановки вещания заранее согласованы с телеканалами и проходят в те моменты, когда в эфире нет важных сообщений. Проводятся они на всех объектах.
- Как часто необходимы подобные профилактические мероприятия?
- Обычно один раз в квартал. График планового отключения цифрового телевидения формируется на год вперед. Графики внепланового отключения составляются для каждого региона в отдельности, примерно за одну-две недели до даты производства работ и обязательно публикуются на официальном сайте РТРС. Работы на оборудовании специалисты стараются проводить в ночное время и максимум до обеда следующего дня для минимального причинения неудобств телезрителям. В этот момент на экране телевизора появляется надпись – "нет сигнала" или "слабый сигнал". На шкалах уровня мощности и качества будет указано значение "0". Не нужно пытаться изменить настройки приемника или перенастраивать антенну. По окончании профилактических работ трансляция будет автоматически восстановлена, все каналы заработают. По окончании технического обслуживания, телевещание восстановится автоматически. Если вдруг этого не произошло, нужно произвести перенастройку цифровых телеканалов на своём телевизоре.
- Куда обращаться телезрителям, если у них возникнут вопросы по перенастройке?
- В первую очередь, на федеральную горячую линию РТРС по телефону 8-800-220-20-02 и на сайт СМОТРИЦИФРУ.РФ, там есть вся необходимая информация.
Помимо этого, на нашем портале существует форма для обращений "Личный кабинет телезрителя", где можно оставить свой вопрос, а наши специалисты рассмотрят его и ответят в короткие сроки.
Также удобно пользоваться мобильным приложением РТРС "Телегид", где можно ознакомиться с графиком отключений в разделе "Вещание", телепрограммой или задать свой вопрос в форме "Обращения".