Библиотекари приглашают посетить книжную выставку

В читальном зале Сорокинской районной библиотеки оформлена книжная выставка «Молодость, зрелость, мудрость в русской живописи ХVIII-ХIХ веков», на которой представлены книги с репродукциями картин русских художников ХVIII-ХIХ веков.

Тема возраста в искусстве очень многогранна, но если в литературе писатели с удовольствием описывают характер и внешность людей преклонных лет, то в произведениях художников куда чаще пожилых появлялись молодые лица… Быть может, из-за того, что писать "молодость" легче, или нужно было угодить заказчику, представив его во всей красе? Возможно, представители старшего поколения и сами избегали позировать перед художниками…

Но если с изображением детей, юношей, девушек все ясно, то, как можно любоваться картиной, на которой изображен, допустим, старик? Давайте разбираться…

А дело вот в чем: мысля односторонне, можно считать, что живопись должна доставлять только эстетическое удовольствие, улучшать наше настроение.

Предвзято считается, что только юность, молодость, изображенные на картине, могут всколыхнуть в человеке положительные эмоции и чувства. А как же быть со зрелостью и старостью в живописи? На самом деле влияние картин гораздо сильнее – они способны повышать уровень эмпатии (Эмпáтия — осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения происхождения этого переживания), помогают понимать собственные эмоции, преодолевать личные переживания…

Кроме эстетического удовольствия нам нравиться (порой неосознанно) перенимать опыт, мудрость, заложенные в картине, ее временной посыл: мы можем заглянуть в мир, который уже стал историей.

Конечно, вы можете возразить, что не всегда пожилой человек – мудрый, опытный, положительный, но, даже если и так, что мешает сопереживать старику нищему, как на картине Василия Шебуева "Нищий", что мешает представить, как много-много лет назад рука мастера Ивана Крамского скользила по холсту, выписывая черты лица мудрого Льва Толстого, сосредоточенного Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина, одухотворенного Якова Полонского.

Отчасти зрелость восприятия искусства выражается в том, чтобы смотреть чуть дальше, чуть глубже, чем изображено. И картины людей в возрасте, как никогда эту зрелость выявляют…Самый распространенный жанр живописи, в котором можно четко проследить возраст – жанр портрета.

Давайте для примера возьмем репродукцию всего лишь одной картины, изображающей зрелость, и подробно ее разберем. Это картина Владимира Лукича Боровиковского "Аллегорическое изображение зимы в виде старика, греющего руки у огня".

Владимир Лукич Боровиковский – последний из славной плеяды русских портретистов восемнадцатого столетия. В.Л. Боровиковскому позировали вельможи, генералы, отцы Церкви. Он писал с натуры императрицу Екатерину II. Боровиковский не учился в Академии, но брал частные уроки у Левицкого, копировал картины западных мастеров - и вырос в замечательного, востребованного художника, которому сопутствовал успех. Искусство - а для его работ характерны блестящая техника, композиционное мастерство - было для него важнее славы и денег. Художник был поглощен творчеством и вел одинокую, замкнутую жизнь. О себе он писал: "Я занят трудами моими непрерывно. Мне потерять час - превеликую в моих обязанностях произведет расстройку".

Если подробно обратиться к картине "Аллегорическое изображение зимы в виде старика, греющего руки у огня", то мы видим, что Боровиковский следует распространенному иконографическому типу изображения, представляя аллегорию зимы в виде пожилого человека. При этом художник берет за основу не абстрактный, близкий к античному идеалу образ, а обращается к конкретному, народному типу русского крестьянина. Боровиковский пишет не мифологическую картину, а выбирает излюбленную форму портрета. Косматый, полуслепой старик в овчинном тулупе протягивает над огнем грубые узловатые руки. Художник намеренно укрупняет фигуру старика, приближает его морщинистое лицо к зрителю.

Скупой пейзаж (ледяной грот и покрытая снегом долина) и коричневато-серая гамма соответствует образу простолюдина.

Известное влияние на разработку Боровиковским этого сюжета могли оказать литературные и художественные источники. В 1805 году возник цикл стихов Гаврилы Державина, посвященный временам года (среди них есть Зима). Образ зимы, ассоциирующийся со старостью, был воплощен в одном из стихотворений Александра Востокова.

Несмотря на традиционность мотива, в работе Боровиковского важно отметить самостоятельность художника, создавшего своеобразную композицию и оригинальный образ, отмеченный реальными и национальными чертами.

В картине, представляющей крестьянина, согревающего руки, несомненно, отразились не только жизненные наблюдения мастера. По-видимому, сказались и личные переживания творца, его раздумья о надвигающейся старости. Недаром в переписке Боровиковского с родными в этот период проскальзывают нотки усталости ("Силы мои начинают изменять, - сетует он). В 1808 году пятидесятилетний живописец писал: "Я уже, хотя, впрочем, молод, но старик".

Аллегория зимы создана, по-видимому, в 1810-х годах и относиться к зрелому периоду творчества Боровиковского, когда живописец отошел от стилистики сентиментализма. В этом произведении реальность уже выступает свободной от условного аллегоризма, получает непосредственное и взволнованно-лирическое истолкование.

На выставке "Молодость, зрелость, мудрость в русской живописи ХVIII-ХIХ веков" представлены книги с репродукциями таких известных русских художников как Иван Крамской, Валентин Серов, Михаил Нестеров, Василий Перов и других.

Также вы встретите книги по истории и развитию русской живописи: Альбом "Русские художники от А до Я", где опубликованы 212 цветных репродукций картин русских художников ХVIII-ХХ веков; книга "Русская школа живописи", русского художника, историка искусства, художественного критика, основателя и главного идеолога объединения "Мир искусства" Александра Бенуа. Эта книга – переиздание его труда, выходившего выпусками в 1904-1906 годах. Это первая серьезная попытка исследования русской живописи с ХVIII века до дней выхода в свет последнего выпуска.

Всех желающих приглашаем посетить нашу выставку.

Ульяна Тращакова, библиограф