День Сибири с точки зрения истории и современной научной повестки

8 ноября, в России праздновали День Сибири.

Этот праздник появился в 1881 г. по указу императора Александра III в день 300-летия присоединения Сибири к Российскому государству. А тремястами годами ранее, 26 октября 1581 г. (или 8 ноября по новому стилю) казаки под предводительством атамана Ермака вступили в столицу Сибирского ханства Искер (Сыбыр). По мнению некоторых историков, с этого периода и начинается процесс превращения Московии в Россию.

По последним данным, численность населения Западной и Восточной Сибири составляет около 34 млн. человек. В Сибири находится больший процент запасов угля, леса, гидроэнергоресурсов и золота. Самым, пожалуй, прибыльным бизнесом в Сибири, является добыча углеводородного сырья. Сейчас на территории Западной Сибири добывается 70 % российской нефти и 90 % газа. 

Праздник День Сибири отмечался по всей России с 1881 г. весело и торжественно. Начинался с крестного хода и благодарственных молебнов, и заканчивался народными гуляньями – с плясками и ярмарками. Вплоть до конца 1919 г. в этот день проводились собрания интеллигенции, заседания научных и просветительских организаций, на которых обсуждали достижения и нужды Сибирского края. После Гражданской войны эта традиция была утрачена. Она стала возрождаться в сибирских городах только в последние годы. 

Сегодня ученые смотрят на Сибирь с нового ракурса.

– Сибирь – это уникальное место пересечения и взаимодействия различных культур, практик и ментальностей. Долгов время Сибирь рассматривалась с колониальной позиции как кладовая ресурсов и сырьевой лобаз. Сегодня значение Сибири велико с точки зрения академических проектов big и megascience, геополитического пространства взаимодействия с сопредельными территориями и глобальных экологических и климатических изменений. В рамках проектов Антропошколы мы изучаем Сибирь как глобальную лабораторию социально-экологических изменений в прошлом, настоящем и перспективах развития данного макрорегиона, объединяя ведущих российских и зарубежных исследователей и выстраивая диалог между академией и практикой, – резюмирует директор Антропошколы ТюмГУ Александр Сорокин.