Весной школьников ждут всероссийские проверочные работы и ОГЭ

Как помочь ребенку справиться со стрессом и тревогой в период подготовки.

Экзамены, проверочные, контрольные — это всегда стресс. Можно ли его избежать? Вряд ли. Да и не надо. В блоге Учи.ру рассказывают, как превратить волнение перед экзаменом в полезный инструмент, а ещё объясняют, как родители и учителя могут помочь ребенку в важный момент его жизни.

Страх, стресс и тревожность

Важно эти понятия различать. Тревожность присутствует не только в условную неделю перед экзаменом и во время сдачи, но и после, до момента, пока не появятся результаты. Это долгое изматывающее состояние, при котором мозг все время находится в напряжении. Он готов встретиться с проблемой, подсознательно ждет ее. Тревожность может повлиять на здоровье: дети начинают чаще болеть, появляются психосоматические проблемы.

Страх возникает эпизодически: например, при обсуждении экзамена, по утрам во время сборов в школу или на экзамене, когда увидел вопросы в билете. Стресс — более длительный, но после сдачи экзамена он исчезает. Этим он отличается от тревожности. Перед экзаменами школьник может испытывать все три чувства, но чаще речь идет все же о стрессе и страхе.

Новый год — новые проекты. Учи.ру запускает серию ежемесячных онлайн-конференций для учителей и родителей "Другие уроки". Первая встреча пройдет 29 января с 11:00 до 15:30, и главной темой станет роль школы, учителей и родителей в карьерном пути ученика. Эксперты подробно обсудят вопросы психологической поддержки школьников, в частности перед проверочными работами. О причинах страха и стресса перед контрольными и экзаменами и способах справиться с ними рассказала Гульфия Анваровна Касимова, педагог-психолог, семейный психотерапевт и коуч.

Норма или отклонение

Страх и стресс — естественные состояния для любого человека, вне зависимости от возраста. Более того, когда организм оказывается в стрессовых условиях, мозг мобилизует все резервы и начинает работать на пике усилий. Он быстро выдает решения, ищет способы справиться с ситуацией. Расслабленный мозг работает медленнее. Поэтому перед важными событиями не стоит пить в больших количествах успокоительные: они снижают умственную деятельность.

Но не каждый человек "дружит" со стрессом. У кого-то возникает ощущение, что мозг, наоборот, заблокирован, в голове пустота и все пропало. Реакция на страх и уровень стрессоустойчивости зависят как от физиологических факторов — нервной системы и темперамента, — так и от внешних: в каком окружении человек, например, рос. В зависимости от умения справляться со стрессом людей можно поделить на четыре типа:

Эластичные. Их стресс мобилизует, помогает бороться. О таких детях педагоги говорят, что они экзамены сдают лучше, чем учатся. Результаты порой оказываются выше, чем кто-либо ожидал увидеть.

Вязкие. Сначала они отрицают стресс, закрывают на него глаза. А когда остается условная неделя до экзамена, им приходится мобилизоваться и их смывает волной. Они захлебываются, и им тяжело справиться с этим объемом страха.

Каркасные. Такие люди хорошо переносят умеренный стресс, спокойно реагируют на вызов, даже если он наваливается волной. Они легко раскладывают все по полочкам в голове и спокойно готовятся.

Хрупкие. Их стресс буквально ломает, поэтому им нужна огромная поддержка от родителей и педагогов. Чтобы сдать экзамены, они должны быть абсолютно уверены в своих знаниях.

Но появится страх и стресс у школьника или нет, справится он с ними или сломается, зависит не только от психики. Еще один фактор — отношение к контрольной или экзамену. И здесь тоже есть разница: ребенок может расстроиться, потому что не достиг какой-то цели (например, не поступил в вуз мечты). А может испугаться предполагаемой реакции окружения.

Реакция учителей и родителей

Сильный стресс у школьника может быть связан с несколькими моментами.

Реакция родителей на оценку

Детей пугают не только крики и ругань, но и выразительный взгляд или молчаливое недовольство. Например, ребенок пришел с пятеркой — его хвалят, с четверкой — разочарованно вздыхают. Раз за разом у него складывается ощущение, что любят его только идеальным, поэтому он стремится получать исключительно пятерки и в прямом смысле впадает в истерику из-за четверки. Это приводит к проблемам с самооценкой: человек сам себя не любит, если он не сделал успешную карьеру, даже если это не его личное желание.

Отношение учителя

Часто от учителей можно услышать фразы вроде "От ЕГЭ зависит вся ваша жизнь", но это не мотивирует, а скорее запугивает школьников. Подобные слова могут звучать и со стороны родителя. Смысла в них нет: выпускник, у которого есть цель, сам понимает, как важно ему поступить и сдать на хороший балл. Не стоит его пугать. Если у ребенка хрупкая психика, такие фразы его просто сломают.

Поэтому и родителям, и учителям следует осторожно выбирать слова, даже для шутки. Если хочется мотивировать, лучше сказать "Покажи свои способности", а не "Ты можешь на 100 баллов". В последнем случае ребенок будет изо всех сил биться за эту сотню, бояться не оправдать ожидания и расстроится, если получит, например, 98.

Но родители и учителя не единственные, кто влияет на состояние ребенка перед экзаменом. Школьник тоже должен брать ответственность: за подготовку и результат.

Как помочь ребенку

В начальной школе дети контрольных и экзаменов боятся меньше, потому что еще не видят в них ценности. Дети в этом возрасте могут переживать только из-за реакции родителей. Поэтому лучший способ предотвратить лишний стресс — сдерживать негативные реакции. Лучше вместе спокойно разобраться в причинах условной тройки, найти слабые места и помочь их устранить.

В средней и старшей школе контрольные и экзамены значат больше, школьники начинают переживать за себя и своё будущее. Поможет репетиция экзаменов, например ЕГЭ и ОГЭ. К процедуре нужно отнестись серьезно от первого до последнего шага: от прохода через рамку до изучения билета. Знаний — мало. Знакомство с процедурой и обстановкой тоже важно.

Помочь могут и психологические тренинги. Начинать их лучше с осени, а не за две недели до экзамена. Психологическая устойчивость важна не меньше знания предмета. Потому что до 25% результата ребенок теряет на том, что морально не готов к новой для него процедуре. Его может выбить из колеи даже просьба оставить личные вещи при входе в класс.

И лучше ничего не учить за день до экзамена. Можно погулять с друзьями, позаниматься спортом, музыку послушать. Если очень хочется, пробежаться по вопросам перед сном, но не пытаться судорожно запоминать информацию. Но главное перед экзаменом — выспаться. Иначе мозг не будет эффективно работать.

А родителям? Надо постараться понять своего ребенка — его сильные и слабые стороны, узнать, как он ведет себя в стрессе. Становится невнимательным? Подумайте, как ему помочь. Не обсуждайте экзамены с ребенком перед сдачей. Объясните, что проваленный ЕГЭ — не конец света. Не удастся в этом году поступить — будет следующий. Не получится в этот вуз — можно податься в другой похожий и потом, например, оформить перевод. Ребенок должен знать, что выход всегда найдется, а вы, родители, будете рядом и поможете.

А на самом экзамене важно, чтобы ребенку было комфортно: надо удобно сесть, размять плечи и спину в процессе, потянуться, ноги выпрямить. То есть убрать лишний стресс в теле. И прежде чем решать билет, выполнить простую дыхательную практику "4-7-8". На четыре счета сделать вдох, на "семь" задержать дыхание, на "восемь" выдохнуть. Так можно сделать дважды. Только после этого читать билет и думать. Такая практика помогает мозгу успокоиться и более трезво смотреть на ситуацию.

Источник: https://mel.fm/blog/uchi-ru/30568-strakh-trevoga-ili-stress-kak-pomoch-rebenku-pered-ekzamenom