На сорокинских театральных подмостках

Театральная постановка для сельской глубинки – событие, прямо скажем, из ряда вон выходящее.

А потому дни, оставшиеся до заветной премьеры, считала, как оказалось, не только я, но и все, кто 12 мая пришёл (и даже приехал из сельских поселений района) посмотреть драматический спектакль по мотивам рассказа Татьяны Толстой "Соня".       

Эта постановка – очередная творческая работа молодого режиссёра Антона Лаврёнова, который в силу обстоятельств  вскоре после премьеры вынужден был уехать из нашего села в Тюмень. Актёры – участники руководимого им театра-студии "ВКубе" – одиннадцатиклассники первой и третьей школ.

Итак – премьера! В зале – ни одного свободного места. Очень много молодёжи. В воздухе почти физически ощущаются нетерпение и, чего греха таить, любопытство: скорее бы своими глазами увидеть то, вокруг чего так много шума.

Наконец, свет погас, и началось то, чему каждый зритель по окончании спектакля сам нашёл определение. Для кого-то он стал  откровением, для кого-то – озарением, а для кого-то и вовсе – чудом. Вечно занятые, вечно спешащие, замотанные жизнью зрители как будто остановили свой ежедневный бег по кругу, вспомнив, что они могут чувствовать.  А ещё – СОчувствовать и СОпереживать.

Маленькая сцена, на которой из  декораций, – только старенькое пианино. Ему режиссёр отвёл особую роль: с лёгкостью передвигая инструмент  по сцене, актёры как будто меняли время и место действия. Чудесная, рождающаяся  словно из воздуха,  музыка. И меняющийся, усиливающий остроту переживаний, свет.

Довоенный Ленинград. "Жил человек – и нет его. Только имя осталось – Соня" – этими  словами начинается и заканчивается спектакль. Кроткая, романтичная Соня (Наталья Лаврёнова). "Соня была хорошим человеком. Но при этом она была  "набитой дурой". И одевалась плохо, и говорила невпопад и не то. Но вот однажды над Соней решили подшутить. Хорошая шутка — послать любовное письмо старой деве. Обворожительная, стремительная, умная и коварная Ада Адольфовна (Александра Аверина) и её весёлая  компания  выдумали  Николая – женатого, обременённого детьми мужчину, якобы  влюблённого в Соню. За невозможностью встретиться, он регулярно пишет ей пылкие признания.

Актёры играли потрясающе! Вернее, даже не играли, а жили на сцене.  Лев Адольфович (Антон Лаврёнов), Серёжа (Стас Мордасов), Котик (Артём Шишков) великолепно представили  охваченных скукой,  весело забавляющихся  молодых людей. Их злая шутка затянулась на годы. Постепенно друзья отошли  от коллективного, доставлявшего много веселья и хохота составления писем Соне,  и только Ада мучительно несла эту, самостоятельно возложенную на себя обязанность, страдая, но регулярно  сочиняя и отправляя письма от имени  "Николая".

А тут – война, блокада. Сцена ухода  солдат на фронт заставила плакать весь зал. Трагизм  происходящего – в движениях, в пластике, в лицах актёров. Охваченные общим  горем, из злых шутников  герои превращаются в обычных  людей, которых очень жалко. Какой это, должно быть, титанический актёрский и режиссёрский труд – донести боль и переживания героев до каждого.

… Перед нами – доведённая голодом до изнеможения  Ада. Совсем одна, мучимая беспощадной совестью. Зная Александру Аверину  как прекрасную вокалистку, зрители – её односельчане, одноклассники, педагоги  сначала были удивлены, потом потрясены, а потом восторженно рукоплескали её блестящему актёрскому таланту, открывавшемуся прямо на их глазах. Ироничная, насмешливая, а к концу пьесы – кающаяся, голосящая от горя и осознания вины,  от невозможности исправить её – она была разной. Талантливый человек, как известно, талантлив во всём. Убедиться в этом ещё раз зрителям помогла Саша. Поражаешься, откуда в этой юной, хрупкой девушке столько глубоких чувств, столько жизненного знания и  понимания того, насколько человеку может быть больно  от невозможности повернуть время вспять для исправления ошибок.

Что касается Сони, то, не подозревая о шутке друзей,  она была необыкновенно счастлива, отвечая взаимностью  любимому. Она писала ему письма, полные любви и нежности, а потом, не раздумывая, и жизнь отдала за любовь, ведь настоящее чувство всегда окажется сильнее самой злобной шутки. Наталья Лаврёнова великолепно сыграла чистую, добрую  душу русской женщины, которая и в горящую избу войдёт, и пешком через весь блокадный Ленинград пройдёт, чтобы принести любимому спасительный глоток сока.

Пронзительную, щемящую грусть, горьким комком стоящую в горле в течение всего действа на сцене, думаю, испытывала не только я. О чём этот спектакль, каждый  решал для себя сам. Бесспорно то, что в душе каждого он оставил  глубокий след. Тишина, повисшая в зале по окончании финальной сцены, взорвалась бурной, несмолкающей овацией. К вышедшим на поклон артистам спешили с цветами восторженные  зрители  и благодарили, благодарили. Каждый – за своё.

Из зала выходили с разным настроением: кто-то молчал, думая о чём-то своём и избегая разговоров, кто-то, наоборот, хотел обменяться  впечатлениями с друзьями.

"У меня просто нет слов. Это потрясающий рассказ о любви. Рассказ о человечности и о бесчеловечности, которые присутствуют в нашей жизни. О том, что важно вовремя остановиться, осознать ошибку и покаяться. Актёры играли бесподобно, спасибо большое им и режиссёру!", – сразу  после спектакля  взволнованно рассказала о своих чувствах выпускница второй школы Елена Новосельцева.  

Конечно, меня очень интересовало режиссёрское мнение  о спектакле. "Считаю, что задача, поставленная перед актёрами, была выполнена. Это подтвердили и девочки, которые, выходя из зрительного зала с заплаканными глазами, говорили друг другу: "Да, это нам урок". Этот спектакль, как и любой другой, имел своей целью  показать зрителю возможные варианты развития событий при совершении человеком тех или иных действий, – сказал Антон Лаврёнов. – Сорокинский  зритель был на высоте, в зале царила небывалая тишина, что не всегда свойственно даже публике больших городов. Был приятно удивлён, когда из зала пошли люди и стали дарить цветы актёрам  – вообще, культура зрительного зала была превосходной, и это прибавило ребятам сил творить волшебство на площадке.

Этот спектакль – в первую очередь победа коллектива. На репетициях юные актёры, уже ощутившие вкус игры,  самостоятельно импровизировали,  придумывали мизансцены, приходилось лишь немного помогать. Ну а вообще, думаю, что спектакль близок всем. Ведь в каждом из нас живёт стеснительный Котик, взбалмошный Серёжа, негодяй-миляга Лев Адольфович, победитель по жизни Ада и чистая, светлая и по-детски искренняя Сонечка".

О впечатлениях и эмоциях спросила я и ребят-актёров.

Александра Аверина: "Я чувствовала  тепло, исходящее от зрителей, их заинтересованность в том, что происходит на сцене, и очень благодарна им за это!

Самую отрицательную героиню – Аду я  сыграла так, как почувствовала. Она самоуверенная, как змея элегантная, убедительная, может вести за собой толпы людей. Из-за её яркой личности эта история ожила. Но я считаю, что главный персонаж  в спектакле всё же Соня – человек с невероятным внутренним стержнем. Она по-настоящему любила и пожертвовала жизнью ради любимого человека".

Артём Шишков: "Спектакль очень серьезный, и моё отношение к нему было очень серьёзным.  К роли Константина подошёл основательно, искал зерно образа. В этом  помогал Антон Павлович  Лаврёнов. Мы по крупицам разбирали личность героя. Черты его характера я даже нашёл в себе".

Станислав Мордасов: "Не сразу, а только в процессе работы над спектаклем я начал понимать всю суть и ответственность проделываемой нами работы. Честно сказать, было трудно, но интересно.

Во время спектакля я испытал непередаваемые эмоции и ощущения. Очень тронуло, что в конце люди аплодировали стоя, несли цветы, плакали и говорили "спасибо". Наверное, это и есть самая настоящая победа.

А вот после спектакля стало немного грустно. Казалось, нужно веселиться и радоваться, – хорошо ведь отыграли, но невольно посещали мысли, что это наша последняя работа. Последняя работа нашего маленького, но дружного коллектива. Было ощущение пустоты. Лично для меня – это маленькая трагедия и потеря.

Огромное спасибо Антону Павловичу  за то, что он был готов поддержать и словом,  и делом в любой момент. Спасибо, что терпел наши "характеры". Спасибо, что настраивал на плодотворную работу, что был с нами всё это время. Общение с этим замечательным человеком внесло в мою жизнь большие перемены и  оставило много поводов для раздумья". 

Общение режиссёра с  юными  сорокинскими  актёрами, по словам Антона Лаврёнова, с его уездом  не прервётся. Решено, что они будут сотрудничать и в Тюмени, куда очень скоро ребята приедут поступать, а затем  учиться.

Конечно, очень жаль, что талантливый режиссёр, внёсший, на мой взгляд, очень ощутимый  вклад в развитие культуры нашего района,  по воле  судьбы оставил так успешно начатое им дело.

Поблагодарим его за всё, что он сделал, пожелаем дальнейших творческих успехов, новых премьер и будем надеяться, что зёрна добра, возвышенной любви, искренности, которые он заронил в души  сорокинцев, с годами дадут  щедрые  всходы.