namenu.ru

Страстная седмица – неделя перед Пасхой

В древней церкви страстная седмица считалась частью пасхальных событий и называлась Пасха крестная. А наш современный праздник Пасхи и следующая за ним светлая седмица, назывались Пасхой воскресной.

Это было связано с тем, что на страстной седмице вспоминались те события, которые были связаны с крестной смертью Христа, а на светлой седмице – события связанные с Его воскресением. Суть церковных событий осталась прежней и по сей день, но названия их изменились.

За семь дней страстной седмицы в церковном богослужении описываются последние дни земной жизни Иисуса Христа и с течением времени появились свои традиции, присущие этому периоду.

Особо значимым событием стали богослужения совершаемые вечером в четверг. Эти богослужения известны под названием чтения двенадцати Евангелий, повествующих о последних событиях и крестной смерти  Христа.  

Когда все присутствующие за богослужением стоять с зажженными свечами во время всей службы. Эта традиция берет свое начало в древней богослужебной практике Иерусалимской Церкви, где с IV и последующих веков ночь с Великого четверга на пятницу проводили в бдении, которое начиналось на Елеонской горе, а заканчивалось под утро на Голгофе.

Всю ночь верующие молились, пели псалмы и соответствующие воспоминаемым событиям песнопения, читали отрывки из Евангелия на различных местах Святого Града, связанных со страданиями Господа и тем самым как бы проходили вместе со Христом по Его крестному пути. Так как все описанное совершалось в ночное время, наличие у всех участников богослужения свечей было элементарной необходимостью.    

В наши дни порядок этого богослужения сохранился. И хотя вся служба у нас совершается в храме, традиция молиться всю службу с зажженными свечами осталась. Церковный устав не дает каких-либо указаний, что потом делать с этими свечами, но в народной среде зародилась традиция принести эти зажженные свечи домой.

Замечательно эту традицию описывает в своей книге Лето Господне русский писатель Иван Шмелев: "Я несу от Евангелий страстную свечку, смотрю на мерцающий огонек: он святой. Тихая ночь, но я очень боюсь: погаснет! Старая кухарка рада, что я донес. Она вымывает руки, берет святой огонек, зажигает свою лампадку. 

В христианском понимания зажженная свеча, в том числе и та, что мы ставим в храме перед иконой, имеет смысл очищения, жертвы за свои грехи. А в период страстной седмицы мы, как раз и становимся свидетелями той жертвы, которую за нас принес Христос.  

Видимо поэтому в народе и зародилась традиция принести огонек домой, чтобы еще на какое-то время сохранить в душе переживания от только что совершенной службы и поделиться трепетом воспоминаемых в эти страстные дни событий со своими домашними.  

В пятницу страстной седмицы вспоминается сама крестная смерть Христа. В этот день церковным уставом не разрешается даже совершения божественной литургии, но совершается вынос святой плащаницы, которая полагается по середине храма и находится там до самого праздника Пасхи.