Госдума приняла в первом чтении поправки к закону о воинской обязанности.
Госдума приняла в первом чтении законопроект, обязывающий призывников самостоятельно являться за повестками в военкоматы, если они не получили эти уведомления в период призыва. Неявку в комиссариаты авторы законопроекта депутаты от "Единой России" предложили считать уклонением от воинской службы. При этом документ разрешает рассылать повестки заказными письмами, которые могут получать даже родственники призывника.
"Граждане, подлежащие призыву на военную службу, но не получившие повестки в период окончившегося призыва на военную службу, обязаны самостоятельно явиться в комиссариат для получения под расписку повестки не позднее дня начала очередного призыва"
Документ был внесен в Госдуму в январе группой из 67 депутатов "Единой России" под руководством первого зампреда парламентского комитета по обороне Андрея Красова. Неявка в военный комиссариат для получения повестки и "отказ гражданина от получения повестки" будут считаться уклонением от военной службы. Согласно ст. 328 УК РФ, уклонение от прохождения военной или альтернативной службы наказывается штрафом до 200 тыс. руб., либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
В законопроекте вводится новый механизм получения призывниками повесток: заказным письмом, которое могут получить не только призывники, но и совершеннолетние члены их семей или лица, "уполномоченные представлять их интересы в отношениях с призывными комиссиями".
Правительство РФ ранее в своем заключении предлагало исключить положения о возможности получения повесток не самими гражданами, подлежащими призыву на военную службу. Однако к первому чтению документа в Госдуме эта норма из него исключена не была.
В законопроекте также уточняется, что граждане, получившие повестки по почте после указанных в них дат явки, обязаны в течение трех рабочих дней самостоятельно явиться в комиссариат за новой повесткой.
А если извещение не было доставлено до окончания призыва на военную службу, то за ним нужно прийти "не позднее дня начала очередного призыва".
В пояснительной записке к законопроекту говорится, что при отсутствии расписки "привлечь гражданина к административной или уголовной ответственности за неявку практически невозможно".
"В период призывных кампаний 2016 года военные комиссариаты не смогли оповестить о явке более 90 тыс. призывников (30% от общего числа граждан, призванных на военную службу), — говорится в документе.— Более 16 тыс. призывников убыли на иное место жительства без снятия с воинского учета".
Отметим, что весной 2017 года в войска были призваны 142 тыс. новобранцев, а в прошлогоднюю осеннюю кампанию призыву подлежали 134 тыс. человек.
Представляя документ вечером 3 апреля в Госдуме, его соавтор Андрей Красов оценил число уклонистов в 164 тыс. человек.
Обсуждение законопроекта заняло около трех минут: он был принят в первом чтении 341 голосом депутатов при одном воздержавшемся.
Законопроект также снимает с органов внутренних дел обязанность обеспечить прибытие граждан на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, "в случае невозможности вручения им повесток в установленном порядке". В правительстве РФ ранее отмечали, что у авторов законопроекта нет "обоснований исключения данной нормы". При этом правительство все равно поддержало законопроект, несмотря на замечания.
Отметим, что в мае 2017 года в Совете федерации был разработан и внесен Госдуму законопроект, предлагающий направлять повестки "в электронном виде на электронный адрес, указанный в документах воинского учета".
При этом сенаторы также предлагали направлять повестки по почте заказным письмом. Законопроект был возвращен сенатору Виктору Озерову, так как отсутствовало заключение правительства РФ.
На его необходимость обратило внимание правовое управление, отметив, что военные комиссариаты являются территориальными органами Минобороны и "реализация предлагаемых законопроектом положений повлечет необходимость проведения ряда организационно-техническихмероприятий, осуществляемых в том числе посредством проведения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, затраты на которые будут покрываться за счет средств федерального бюджета".
Еще одним проектом сенаторов предлагалось обязать граждан становиться на учет по фактическому месту проживания. Документ прошел предварительные слушания и был включен в примерную программу Госдумы на май 2018 года.
Александр Воронов, Валерия Мишина, https://news.mail.ru/politics/33056491/?f=vk