Как сдать экзамены и не сдать назад. Рекомендации медицинского психолога

Осталось совсем немного и выпускники школ начнут сдавать экзамены. Это очень волнительная пора как для родителей, детей и учителей.

Как сделать этот период менее волнительным и помочь ребенку сдать экзамены с наименьшим эмоциональными процессами?

Во-первых, успокоиться. Если родители сильно переживают и тревожатся, то скорее всего они передают это состояние своему ребенку. Нередко может возникать злость и раздражение на любимое чадо: "Опять сидишь у компьютера и играешь. Надо повторять материал", или "с таким подходом тебе не сдать экзамены, плохо сдашь экзамены — не поступишь и пойдешь работать дворником, а там и вся жизнь под откос покатится", - иногда такие идеи, может менее утрированные, приходиться слышать детям о родителей. Как это помогает? Плохо. Когда нам страшно начинает вырабатываться кортизол (гормон стресса). Он способен снижать когнитивные функции, притуплять внимание, снижать память. Это не совсем то, что необходимо ребенку в преддверии экзаменов. Кроме того, ребенок сталкивается с психологическими отвержением, буквально наша психика воспринимает эти слова как "мне нужен только успешный ребенок" или "у тебя ничего не получится. Ты неудачник" и т. д. Скорее всего это вызовет негативные эмоции, желание протестовать, избегать встречи с неприятными впечатлениями. А значит ребенок начнет закрываться, конфликтовать с вами. Если ваш ребенок тревожный, то это только подкрепит его неуверенность в себе, что тоже может повлиять на результат отрицательно. Иногда люди не справляются с чем-то, не потому что не знают или не умеют, а потому что уверены, что это им не по силам.

Что надо делать?

1. Создать спокойную психологическую атмосферу дома. Обеспечить нормальный распорядок дня. Вместо "зубрежки" предложить прокатиться по парку на велосипеде или просто погулять на свежем воздухе. Двигательная активность активируют субкортикальные, срединные, кортико-медиобазальные системы мозга, которые отвечают за регуляцию тонуса и бодрствования. Они модулируют все соматические, когнитивные и эмоциональные процессы.

2. Легализовать право ребенка на отдых — даже если он сидит в компьютере или телефоне. Если это помогает ему отдохнуть, то пусть так.

3. Спросить нужна ли ребенку какая-либо помощь и как  вы могли бы ему помочь? Например, мама может думать, что своим "контролем она помогает в подготовке к экзаменам, а это может наоборот отвлекать и мешать. За формирование и хранения информации в головном мозге отвечает такая структура, как гиппокамп. Если пытаться запоминать большой объем  информации, то гиппокамп просто не будет успевать кодировать и сохранять информацию в долговременной и кратковременной памяти. Поэтому готовясь к экзамену, лучше разбить весь объем  запоминаемого материала на небольшие блоки,  и учить их часто небольшими частями,  в течении какого-то периода (недели, месяца). Не стоит откладывать все на последние дни и пытаться выучить все за один день. Помогите ребенку распределить время так, чтоб не перегружаться и успевать отдохнуть. Если подготовка вызывает у ребенка отрицательные эмоции, то и материал будет запоминаться и воспроизводиться хуже. Так устроены наши психические процессы. Бессознательно мы пытаемся забыть то, что нам не нравится или избежать столкновения с этим. Поэтому если вы видите, что ребенок откладывает все на последний момент, то лучше узнать, с какими переживаниями он сталкивается. Прокрастинация - признак тревоги. Снизится тревога - появится энергия для выполнения важных дел.

4. Перед экзаменом лучше хорошо отдохнуть и выспаться, не стоит пытаться интенсивно всё повторять и учить. Это может сработать наоборот.

5. Можно обсудить разные варианты развития событий: "А что будет, если я не сдам?",  "Какие тогда будут действия?", "Какие еще варианты?". Важно создать положительный образ будущего, в том числе в случае не успеха. Расскажите ребенку о своих неудачах, как вы выходили из таких ситуаций. Верьте в ребенка и это поможет ему поверить в себя. При необходимости можно получить психологическую помощь у специалиста.

6. Можно сделать следующее упражнение "Мой путь". Пусть ребенок нарисует на листке бумаги дорогу, где начало дороги это "сегодня и сейчас", а конец — это день последнего экзамена. Дальше пусть нарисует на этой дороге сложности и трудности, с которыми как ему кажется он может столкнуться (например, не хватку времени можно нарисовать в виде ямы, а усталость в виде знака "камня". Затем можно подумать и вместе обсудить как он может с этими трудностями справляться, кто или что может помочь. И символически отобразить на своем пути (например, с препятствием "усталость" может помочь отдых или прогулка, которые можно изобразить в виде светофора ил знака "стоянка для отдыха"). Это упражнение поможет снизить тревогу и активизировать необходимые ресурсы.

Наталья  Мурзина, медицинский психолог ОКБ № 1