Одним из наиболее распространенных видов мошенничества на сегодняшний день являются так называемые дистанционные преступления.
Зачастую злоумышленники, пытаясь войти в доверие к потенциальной жертве, представляются по телефону работниками банков и сотрудниками правоохранительных органов с целью расположить к себе собеседника и убедить его совершить необдуманные финансовые операции.
Так, в Тюмени на телефон местной жительницы поступил звонок и неизвестный мужчина, позиционируя себя как следователь следственного управления СКР по Тюменской области, сообщил, что в их адрес из финансово-кредитной организации поступила информация о попытке снятия денежных средств со счета клиента и оформления кредита от ее имени.
Со слов этого неизвестного мужчины, данная попытка мошеннических действий сотрудниками Следственного комитета пресечена и возбуждено уголовное дело. Однако в целях пресечения возможного дальнейшего мошенничества с использованием ее паспортных данных и доверенности, женщине необходимо связаться с банком.
Действительно, через некоторое время позвонила женщина, которая представилась менеджером Центробанка России. Следуя указаниям последней, гражданка обратилась в отделение Сбербанка и оформила там заявку на кредит в сумме 250 000 рублей, которая ей была одобрена, и она получила наличными денежные средства на указанную сумму.
Далее, продолжая руководствоваться инструкциями мошенницы, женщина через банкомат по коду внесла деньги на сумму 250 000 рублей на озвученный ей счет.
Как только перевод денег состоялся, все звонки на абонентский номер клиента прекратились. Лишь только после этого женщина осознала, что стала жертвой обмана.
По денному факту следственными органами регионального СКР проводится процессуальная проверка по признакам преступления, предусмотренного частью 2 статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации (мошенничество).
Еще раз напоминаем гражданам о необходимости проявлять бдительность. Следственное управление Следственного комитета обращает внимание на следующую распространенную схему, которую используют мошенники, а также предлагает возможный алгоритм действий для тех, кто столкнулся с подобной ситуацией:
- использование мошенниками системы автоматизированной подмены номеров, при этом нередко дозвон осуществляется несколько раз подряд с разных номеров.
То есть на абонентской станции (на телефонном аппарате) отображается номер телефона, не соответствующий реальному номеру абонента, осуществляющего дозвон. Для этих целей используются специальные программные средства, в которых имеется поле для указания желаемого номера для отображения у конечного абонента – таким образом можно ввести абсолютно любой номер телефона.
Важно! Не следует перезванивать по входящим номерам, поскольку они отображаются некорректно – с подменой телефонного номера. Для получения информации и разъяснений необходимо вручную набрать телефонные номера, указанные на официальных сайтах государственных структур и банков.
- требование в ходе телефонного разговора о явке по называемым адресам и убеждение в необходимости перевода денежных средств под различными предлогами на указанные звонящим лицом счета.
Следователи СК России и сотрудники других правоохранительных органов, на которых возложены обязанности по проведению предварительного следствия, производят вызов граждан в порядке, установленном законодательством. Лица вызываются повесткой. При этом должностное лицо никогда не требует по телефону предоставления персональных данных и банковских реквизитов, информации по счетам и пластиковым картам.
Важно! Ни по телефону, ни в ходе очной беседы сотрудники правоохранительных органов (СК России, ФСБ России, МВД России, Росгвардии и другие) не заявляют требований о переводе денежных средств на какие-либо счета. Это незаконно. Любые предложения о содействии правоохранительным органам, например, в поимке преступников путем перечисления денежных средств на указанные "собеседником" счета, либо с целью обезопасить сбережения от противоправных действий третьих лиц – это явный признак мошенничества, о чем необходимо сообщить в правоохранительные органы.
- предоставление электронными и иными средствами связи поддельных документов, подтверждающих вымышленную мошенниками информацию для завладения денежными средствами.
Мошенники, представляющиеся следователями и другими сотрудниками госорганов, в подтверждение своих слов предупреждают и реально направляют фальшивые "документы", и вновь просят перевести денежные средства под каким-либо предлогом. Как правило, используется адрес собеседника, который есть в открытом доступе.
Важно! В случае таких требований со ссылкой на отправленные документы стоит позвонить по номерам телефонов государственных органов или финансово-кредитных организаций, указанных на их официальных сайтах, и проверить подлинность полученного документа и достоверность сведений. При этом следует уточнять совокупность всех сведений.
Следует помнить, что в случае, когда потерпевший сообщает злоумышленнику о том, что сам перезвонит в государственные органы и финансовые организации для уточнения всей информации по данному вопросу, он может натолкнуться на провокации. Мошенники зачастую путем угроз и недостоверной информации пытаются убедить абонента не делать этого, поскольку якобы может произойти "разглашение определенных сведений, за что действующим законодательством предусмотрена ответственность". Данные заявления не являются правомерными и рассчитаны на запугивание абонента, который может растеряться и отказаться проверить поступившую информацию и достоверность документов.
Еще раз обращаем внимание граждан: не поддавайтесь уговорам, угрозам и влиянию телефонных мошенников и не переводите денежные средства на указанные ими счета. Сообщайте о таких фактах в органы полиции.
Если звонящий представился сотрудником правоохранительного органа – проверяйте озвученную им информацию по телефонам "горячих линий" соответствующего госоргана. В случае если мошенники представляются следователями следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Тюменской области – можно воспользоваться телефонами, содержащимися на официальном сайте следственного управления.
Просим проявлять граждан бдительность, в особенности пожилых людей, которые наиболее часто подвержены телефонному мошенничеству со стороны неизвестных лиц.