По информации прокуратуры региона, за минувшую неделю от рук телефонных и интернет-мошенников пострадало 113 жителей региона.
42 миллиона рублей похитили у граждан мошенники. Наибольшая сумма похищенных денежных средств за минувшую неделю составила 12,7 млн рублей.
Так, неизвестный, позвонил на сотовый телефон с неустановленного абонентского номера, представившись финансовым аналитиком, под предлогом получения прибыли от инвестиций похитил 12,7 млн рублей у жительницы областного центра, которые она самостоятельно перевела на банковские счета, подконтрольные злоумышленникам. Прокуратурой Калининского административного округа г. Тюмени организован надзор за ходом и результатами расследования.
Уважаемые сорокинцы, не дайте себя обмануть.
Как защитить себя от мошенников?
Стать жертвой мошенников может любой человек, но чаще всего на удочку попадаются пенсионеры.
Почему пенсионеры — самая уязвимая категория?
Людьми преклонного возраста легко манипулировать.
Пенсионеры не могут проверить информацию в интернете.
Людям преклонного возраста, не привыкшим пользоваться банкоматами и картами, ничего не стоит выдать секретные данные для доступа к счёту.
Старики привыкли безоговорочно доверять каждому.
У пенсионеров, особенно одиноких, обострена потребность в общении.
Популярные схемы мошенничества:
Медицинский обман
Аферист звонит по телефону, представляется сотрудником поликлиники и говорит, необходимо заменить полис ОМС, или пройти флюорографию, предлагают запись на удобную дату и время, а для подтверждения записи просят назвать код из СМС.
Банковские аферы
Аферист звонит по телефону и представляется сотрудником безопасности банка. Сообщает, что с карты клиента был совершён платёж. Уточняет, делал ли человек такую операцию (естественно, нет). Предлагает вернуть деньги, для чего просит сообщить номер карты, срок действия и CVV-код — то есть то, что сообщать нельзя.
Социальная помощь
Позвонив по телефону и представившись сотрудником соцзащиты или пенсионного фонда, аферист сообщает пенсионеру, что ему положена какая-то доплата или надбавка. Но нужно оплатить комиссию за перевод. Псевдосотрудники ПФР просят назвать код для смены счета для зачисления пенсии, а если пенсионер говорит, что не менял счет, его уверяют, что кто-то взломал его личный кабинет и предлагают решить проблему онлайн, но предварительно нужно записаться на онлайн-прием, назвав код из СМС.
Звонки из полиции, банка
Так же звонят мошенники на мессенджер WhatsApp, представляясь сотрудниками полиции или банка, сообщают, что на их анкетные данные оформлен кредит, убеждают граждан оформить новый кредит с целью аннулирования кредитов. Граждане лично, в онлайн режиме, оформляют кредиты и переводят денежные средства на абонентские номера или на расчетные счета, указанные мошенниками.
"Честный" звонок
Но бывает, мошенники сами признаются, что они мошенники. Многоходовка тут такая: жертве звонят, чтобы обмануть её, а когда обманут, демонстративно снимут маску: "Мы Вас обманули". Тут же начинают поступать звонки от "представителей Г0осуслуг", "специалистов Финмониторинга" или "следователей ФСБ". Все они якобы хотят обезопасить Вас от посягательств мошенников, которые "вошли в сговор с сотрудниками банка".
Почти во всех случаях при разговорах с мошенниками звучит ключевая фраза "пришлите/продиктуйте код из СМС". Именно этот код и является моментом истины в хитрой мошеннической схеме. С его помощью мошенники могут получить доступ к профилю жертвы на "Госуслугах" или подтвердить транзакцию по списанию средств с ее счета. В первом случае поле для деятельности открывается немалое: от оформления микрозаймов до получения доступа к информации о доходах частного лица, которую можно выгодно перепродать.
Так же телефонные мошенники начали использовать пенсионеров в качестве курьеров. Момент передачи денег — чаще всего единственное слабое место в схеме аферистов. Они самыми разными способами во время телефонных разговоров вынуждают жертву отдать накопления, затем на пороге появляется пенсионер. Уже потом в разговоре с полицейскими потерпевшие признаются, что никаких опасений курьер у них не вызывал. Именно поэтому, преступники специально подбирают на роли курьеров таких же пожилых людей. Чаще всего выбирают одиноких, тех, у кого есть в собственности хоть какая-то недвижимость.
В последнее время отмечается резкий рост активности телефонных мошенников из Украины, либо местных, действующих в ее интересах, которые пытаются вовлечь пенсионеров в совершение диверсий и террористических актов. Злоумышленники обещают доверчивым пенсионерам вернуть похищенные у них денежные средства в случае выполнения задания, такого, как поджог военкомата, банкомата, пункта полиции или служебного автомобиля спецслужб.
Что делать, чтобы защитить пожилых людей?
Главная рекомендация — побольше рассказывайте пожилым родственникам о мошеннических схемах, учите их быть более внимательными. Также объясните, что никому и никогда нельзя называть код и СМС и любые персональные данные. И, конечно, не забывайте о пожилых родственниках, чаще звоните, чтобы убедиться, что у них всё в порядке.
В случае если все же с Вашего телефона, банковской карты похитили денежные средства необходимо немедленно обратиться в банк и заблокировать ваш счет, запретить перевод денежных средств с Вашего счета на другие счета, приостановить обслуживание счетов, на которые были перечислены ваши денежные средства. После получения ответа от банка обратиться в полицию.
Будьте бдительны! Не дайте себя обмануть!